Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
— Какие объекты сейчас находятся в работе у «ТИТАНА-2»?
— Основные задачи 2025 и последующих годов деятельности нашего предприятия — это строительство атомных станций. В Российской Федерации это Ленинградская атомная станция, Смоленская и Курская, «БРЕСТ» в городе Томск. Сейчас появилась Кольская АЭС. За границей — станции в Египте, Турции, Венгрии. Вот такой набор атомных станций, которые ближайшие годы будут обеспечивать деятельность предприятия.
На Смоленской АЭС начался подготовительный период. Ключевое событие — в I квартале 2027 года мы должны выйти на первый бетон на энергоблоке № 1. Сейчас делаем дороги, строительно-монтажную базу, места проживания и питания персонала. На Курской АЭС мы подчищаем хвосты на энергоблоке № 2 и завершаем работы в этом году.
ОДЭК «Прорыв» с реактором «БРЕСТ» в Томске — это один из самых важных, прорывных блоков. Там идёт типовая работа. Машзал закончен, «ядерный остров» двигается вперёд, здания по переработке или подготовке топлива уже закончены, идут наладочные операции, мы близки к завершению. На форуме в честь 80-летия атомной промышленности прозвучало, что в 2030 году мы должны этот блок запустить.
На Кольской АЭС запланированы два блока средней мощности с реактором 630 МВт. Руководство проекта сформировано, в этом году мы подписываем контракт. В следующем году начинаются подготовительные работы, выход на первый бетон — в 2029 году. Времени достаточно, но надо учитывать, что это север, Заполярье. Световой день меньше, поэтому работать там тяжелее. Специфическая работа, новый тип реактора — интересно!
На АЭС «Аккую» в Турции был тяжелый год. Сейчас мы восстанавливаем численность персонала — в 2026 году это будет самая непростая, амбициозная задача. Руководители Евгений Яценко и Алексей Межерицкий, невзирая на все трудности, смогли сохранить коллектив ИТР и основной костяк рабочего класса, сейчас там работает около 8000 человек. И Турцией мы будем заниматься весь год силами всего руководства холдинга. Это главная задача не только «ТИТАНА-2», но и всей Госкорпорации «Росатом». 2026 год — это год Турции, это год АЭС «Аккую». Хоть ты тресни — надо сделать энергопуск.
На АЭС «Эль-Дабаа» мы делаем энергоблоки № 3 и 4 и всю гидротехнику — и береговую, и общестанционную. Идёт обычное строительство. На нашем блоке мы смонтировали второй ярус ВЗО. Есть некоторые вопросы, но все проходит в соответствии с графиком.
Самое интересное событие этого года — наконец-то венгерский регулятор выдал лицензию на начало строительства энергоблока № 5 АЭС «Пакш». В начале декабря начались работы по подбетонке, гидроизоляции, армированию. В начале февраля будет ключевое событие — первый бетон.
Я думаю, что ещё какие-то атомные станции в нашем портфеле появятся. «Атомстройэкспорт» уже начал работы и подписывает контракт на строительство Приморской АЭС во Владивостоке, потом на очереди Хабаровская АЭС.
— Есть у вас в работе и не атомные объекты...
— ЦКП «СКИФ» в Новосибирске мы заканчиваем. Очень красивый объект. Я недавно там был — проверяли строительную готовность. 15 января Курчатовский институт проверит физику всех процессов, которые должны произойти на этом кольце, это событие должны подтвердить учёные. В 2026 году мы заканчиваем основные работы и должны получить заключение о соответствии на этот объект.
Еще в Новосибирске мы строим детский реабилитационный центр. Тоже задача 2026 года — закончить и сдать этот объект. Словом, в 2026 году мы город Новосибирск покинем, я думаю, что навсегда.
Пять заводов утилизации у нас в работе. «Горный» в Саратове, «Щучье» в Кургане, «Марадыковский», «Камбарка» и еще один, «Западная Сибирь», на той же площадке, что и «Прорыв». Планируем в 2026 году тоже все их закончить.
— Какой объект вы бы назвали лучшим по итогам года?
— Как я уже сказал, Ленинградская АЭС у нас образцово-показательная. Это на самом деле так. К нам на площадку приезжал директор по капитальному строительству ГК «Росатом» Дмитрий Волков, проводил совещание. Я на обход не попал, опоздал, а он прошёл по площадке. Когда он вернулся, сказал: «Я такого никогда не видел — все блестит, все красиво». В моём понимании, самый чёткий, отработанный, правильно организованный — это проект Ленинградской АЭС.
У нас в этом году также побывал директор по ПСР-проектам ГК «Росатом» Сергей Обозов. Он приезжал для проверки исполнения ПСР-проекта своевременного выхода на монтаж 1 яруса ВЗО. Этот процесс был оценен очень высоко — ПСР-проект коллектива ЛАЭС во главе с нашим руководителем Константином Худяковым признан лучшим в Росатоме.
По событиям на ЛАЭС мы идём в графике. Но на неё всегда будет обращаться пристальное внимание, потому что это первая атомная станция, где заложено строительство за 65 месяцев, чего никогда в России не достигалось.
— Недавно стало известно, что Концерн «Росэнергоатом» покупает долю в холдинге «ТИТАН-2». Что это будет значить для компании и сотрудников?
— С 2018 года Концерн «Росэнергоатом» в «ТИТАНЕ-2» и так присутствовал на 50 %. Наши дочерние предприятия — МСУ-90, СЭМ, СУС, УАТ и другие — никакого отношения к Росатому не имели. На сегодня Росэнергоатом, помимо имеющейся доли, у всех этих дочерних предприятий тоже докупает 50 %. Там есть определённые расчёты, нам хочется поправить свою экономику, потому что мы накопили, по разным причинам, определённое количество убытков. Поэтому сделка в конечном итоге приведёт к тому, что в общем в «ТИТАНЕ-2» у Росатома будет 63 %.
У меня наконец-то появился исполнительный директор — Дмитрий Тверитинов. Этот человек знает всю атомную энергетику, знает нашу компанию и все наши проекты как заказчик. Теперь он будет работать как генподрядчик.
По моей информации, в руководстве у нас ничего меняться не будет. Есть большой набор документов, методических указаний, которым мы ранее сопротивлялись и не внедряли у себя. Те документы, которые нам не помешают быть той компанией, какая мы есть на сегодняшний день, мы будем принимать. По остальным, я думаю, договоримся.
Я уверен, что ни зарплата, ни отпуска у нас не изменятся — как работали, так и работаем. И я уверен на 100 %, что никаких изменений в худшую сторону у нас не будет, а будет только в лучшую сторону.
— А что изменится в Сосновом Бору в новом году?
— Когда к нам приезжают, говорят, мол, да у вас в городе уже вообще все есть, вам ничего уже не надо. Но у нас запланировано два объекта: домик Петрова превратится в музей, в моём понимании, за 2026–2027 годы, и ледовый дворец построят к 2028 году.
— Какой главный итог уходящего 2025 года?
— Если подвести итог, то в компании все стабильно. Контракты у нас подписаны до 2037–2038 годов, на десять лет вперёд все обеспечено, ничего не изменится. Поэтому надо спокойно работать. Мы будем делать все, чтобы сотрудникам в «ТИТАНЕ-2» работать было комфортно, чтобы улучшать условия жизни. И совместно со всеми надо сделать таким образом, чтобы компания «ТИТАН-2» на объектах атомной энергетики стала самой передовой, самой уникальной, незаменимой, неповторимой. Поэтому двигаемся вперёд. Всех с Новым годом, всем здоровья и успехов в следующем 2026 году.
По материалам пресс-службы холдинга «ТИТАН-2»