Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

«Ленинградская правда» про Ленинградскую атомную

16.12.2013  -  00:00

Репортаж «Ленинградская атомная», выдержки из которого мы публикуем в это номере, впервые был напечатан в газете «Ленинградская правда» 43 года назад в июле 1970 года и стал, по существу, первым материалом о строительстве ЛАЭС, который увидел свет в открытой печати. Номер «Ленинградской правды» с этим репортажем давно стал библиографической редкостью. Нашей редакции его передал Г. Лемберг.

«Ленинградская правда»  про Ленинградскую  атомную
«Ленинградская правда» про Ленинградскую атомную


Геннадий Моисеевич после окончания в 1962 году института работал на Горно-химическом комбинате Министерства среднего машиностроения в городе Красноярск-26. В 1970 году переехал в Сосновый Бор, и вся его дальнейшая трудовая биография связана с Ленинградской АЭС, где он проработал четыре десятилетия. Все эти годы Лемберг собирал публикации о ЛАЭС, которые печатались в газетах нашей страны. Ныне эти материалы — своеобразные документы эпохи. Они хранят подзабытые цифры и факты из истории строительства и эксплуатации Ленинградской атомной.
Вместе с тем не будем забывать следующее. Флагман большой атомной энергетики строила вся страна, а конкретно — Министерство среднего машиностроения. А все, что касалось Средмаша, было окружено завесой секретности. Это обстоятельство очень ярко проявилось в репортаже «Ленинградская атомная», который мы сегодня публикуем.
«Мы стоим на берегу водоема»,— пишут авторы репортажа, и ни слова о том, что это берег Копорской губы Финского залива. «Из кабинета видны улицы выросшего поселка». Упоминания о том, что поселок называется Сосновый Бор, в репортаже нет. В репортаже не сообщается о количестве будущих энергоблоков, их мощности, времени их ввода в эксплуатацию. Нет перечня предприятий, которые участвовали в строительстве ЛАЭС и Соснового Бора, за исключением института «Теплоэлектропроект». Но это не Средмаш. В репортаже не упоминаются не только руководители предприятий, но даже их подразделений.
Перечень подобных примеров можно легко продолжить. Сейчас они вызывают удивление. В самом деле, как можно засекретить грандиозную стройку, расположенную в 80 километрах от Ленинграда? Но, как видим, пытались. И конечно, не журналисты. Впрочем, в последующие годы ситуация изменилась. А репортаж «Ленинградская атомная», опубликованный в 1970 году, стал документом эпохи. И тут, как сказал поэт, ни убавить, ни прибавить.

Анатолий Стаселько


* * *

Выдержки из репортажа, опубликованного в газете «Ленинградская правда» 10 июля 1970 года. Ленинградская атомная

...Увиденное так впечатляло своими размерами, оказалось настолько огромным, что мы сразу решили сказать об этом в начале репортажа... Итак, Ленинградская атомная, сокращенно ЛАЭС. Она строится в нашей области и через некоторое время даст ток в энергетическое кольцо. Города и поселки, заводы и фабрики, совхозы, стальные магистрали получат сотни и сотни тысяч киловатт-часов энергии, рожденной мирным атомом.
...Мы стоим на берегу водоема, откуда к станции прокладываются трубопроводы (в них можно идти в полный рост). Много воды потребуется для охлаждения конденсаторов турбин. Чтобы проложить только эту систему, пришлось вынуть десятки тысяч кубометров земли. А весь объем земляных работ — свыше 500000 кубометров.
Теперь уже невозможно представить площадку такой, какой она была несколько лет назад: заболоченной, поросшей высокой травой, в которой гнездились никем не потревоженные утки. Сегодня здесь уже сверкают белизной многоэтажные корпуса...
...Лестницы вверх, лестницы вниз, бронированные глыбы дверей, проход в двухметровой толще бетона, и мы оказываемся в шахте, предназначенной для реактора.
Обращает на себя внимание фундамент, который примет основной вес многотонного реактора — так называемый «крест». После установки реактора этот «крест» уже никто никогда не увидит.
...Сейчас со дна шахты еще виден кусок неба. Тяжелые плиты перекроют шахту после того, как здесь будет установлено сердце станции — реактор. Для выполнения этой операции потребуется целая система очень мощных башенных и портальных кранов. Проем, оставленный для того, чтобы «внести» многотонную махину реактора, находится на 40-метровой высоте над землей...
Атомная стройка — особая. Здесь ни в чем, даже в самых, казалось бы, маловажных элементах, недопустимо низкое качество. Многократному контролю подвергается работа людей. Но самый главный контролер — это собственная рабочая совесть. Браку здесь сказано твердое «нет».
...На стройке развернуто соревнование за досрочное выполнение пятилетки...
Он (выросший при станции поселок) талантливо спроектирован и столь же талантливо застраивается. Дома типовые — пяти- и девятиэтажные, однако кварталы здесь не похожи один на другой, и тем более нет у них никакого сходства с новыми кварталами Ленинграда, любого другого гopoда. Бережно используя живописные, поросшие деревьями холмы, архитекторы и строители создали оригинальный, запоминающийся облик современного поселка. В нем и будут жить будущие эксплуатационщики ЛАЭС.
...Нужно подчеркнуть, что предметом особой заботы проектировщиков и строителей является полная безопасность атомной станции как для работающих на ней, так и и для жителей соседних населенных пунктов.
...Ленинградская станция — внушительное свидетельство научного и индустриального величия нашей Родины. ЛАЭС еще раз подтверждает прозорливость слов выдающегося ученого Игоря Васильевича Курчатова о том, что советский народ только благу человечества отдает достижения атомной науки.

В. Захарько, Ю. Стволинский, специальные корреспонденты «Ленинградской правды». Фото В. Брязгина

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика