Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

От слухов до аргументов и фактов

Журналистов и экологов интересовало все о строительстве ЛАЭС-2

02.03.2011  -  00:00

Как уже информировал «Маяк» (номер за 16 февраля), по инициативе активистов общественного движения «Родной берег» состоялась поездка на стройплощадку ЛАЭС-2. Визит был организован при содействии ОАО «Концерн «Росэнергоатом» и Общественного Совета госкорпорации «Росатом». Представители общественности, СМИ, профобъединения «Атомград» побывали там, где сооружаются будущие энергоблоки и уже практически завершено строительство первой градирни, посетили один из нескольких бытовых городков.

 Размеры градирни впечатляют (Фото Юрия Шестернина)
Размеры градирни впечатляют (Фото Юрия Шестернина)

Большая стройка не обходится без трудностей. О том, что происходит на ней, и о том, каково будет воздействие на город будущей АЭС, говорят разное. На вопросы журналистов и экологов, порой весьма острые, отвечали директор филиала СПб АЭП в Сосновом Бору В. Федоров и начальник отдела технического надзора дирекции строящейся ЛАЭС-2 Ю. Момот.

Факты

По словам В. Федорова, строительство градирни и турбинного острова идут по графику. А вот по реактору — ядерному острову — есть отставание, одна из причин которого — отставание проектирования.

Одну из самых острых тем — претензии сосновоборской прокуратуры к ЛАЭС-2 — осветил Ю. Момот. Он подтвердил, что предписания со стороны прокуратуры были, только не стройке, а СПбАЭП, который является генеральным подрядчиком.

Предписания касались, в основном, условий бытового содержания помещений. Ю. Момот напомнил, что подготовительный период стройки (в который входит сооружение строительных баз, со всеми необходимыми бытовыми помещениями, цехами, складами) был сокращен до одного года. В результате строители были вынуждены параллельно заниматься и промплощадкой, и создавать эти строительные базы. Что и привело к отступлениям от создания бытовых условий.

В настоящее время, по словам руководителя, подготовлены мероприятия по устранению всех замечаний. Выполнены противопожарные мероприятия, опережающими темпами строится столовая на 1200 мест.

 Сильный мороз не помешал представителям общественности осмотреть стройплощадку ЛАЭС-2 (Фото Юрия Шестернина)
Сильный мороз не помешал представителям общественности осмотреть стройплощадку ЛАЭС-2 (Фото Юрия Шестернина)

Выполняются работы по обеспечению санитарно-бытовых условий, куплены новые вагончики (душевые кабины) для того, чтобы люди могли помыться, дополнительно устанавливаются биотуалеты. Ведется работа по подключению централизованной канализации.

«Нарушения, действительно, были,— признал Ю. Момот.— Но они устраняются, просто не так все быстро получается, как хотелось бы».

Еще одна тема — рабочие на строительстве: откуда они, где они живут. В. Федоров сообщил, что на 14 февраля на стройке числится 3223 работника, около 80% из них — не сосновоборцы, они проживают в нормальных условиях как в Сосновом Бору, так и в Копорье (работники «Метростроя»). Ю. Момот к этому добавил, что в нашем регионе рабочей силы не хватает, поэтому работники приезжают из других регионов. Кроме того, такая большая стройка дает, как правило, много рабочих мест для машиностроительной отрасли. Таким образом получили работу Балтийский и Ленинградский металлический заводы, заводы, которые расположены на Урале, в средней полосе России, в Подмосковье.

Оба руководителя сообщили о том, что строительство контролируется со стороны Ростехнадзора, и что вопросы безопасности стоят на первом месте. «Безопасность будет соблюдена обязательно. Для вас и для меня тоже (как жителя города) это очень важно»,— заверил В. Федоров.

Слухи

В интернете периодически появляются разные слухи касательно ЛАЭС-2. Насколько они оправданы — интересовало общественность.

Слух о том, что бетон льют, не армируя, опроверг Ю. Момот. «Не могу представить себе такое,— недоумевал он.— У нас, наоборот, очень густое армирование. В строительных конструкциях основных зданий и сооружений в кубе бетона — 250-400 килограммов арматуры. Задержка работ происходит из-за того, что очень сложно в такую густо армированную конструкцию уложить бетон. По сравнению с Нововоронежем, густота армирования по реактору у нас практически в три раза выше».

Другой слух о том, что градирня дала трещину, В. Федоров прокомментировал очень кратко: «Это не так. У нас ведь сплетен очень много. Как угодно называйте — или это шутка, или глупость чья-то».

Мнения

Возможное негативное воздействие мокрых градирен на окрестности города давно беспокоит многих горожан. Напомним, что активисты «Родного берега» отправили по этому поводу обращение к президенту страны с несколькими тысячами подписей.

«Как Вы относитесь к использованию мокрых градирен на ЛАЭС-2?»

Отвечая на этот вопрос, В. Федоров выразил опасение, что они могут оказать воздействие на город и садоводства. «Но есть же другие варианты, кроме мокрых градирен. Всем известно, что есть сухие градирни, просто они стоят дороже»,— добавил он.

«Градирни здесь строятся потому, что Водный кодекс запретил применять прямые оборотные системы,— пояснил Ю. Момот.— Я не вижу в применении градирен ничего особенного. На Калининской станции, к примеру, я не увидел проблем в наличии градирен. Убежден, что прямое охлаждение было бы дешевле и эффективнее и оказывало бы меньшее воздействие на окружающую среду, но законодательство РФ привело проектировщиков к такому варианту. Я знаю, что руководство концерна озабочено тем, что градирни вызывают беспокойство населения. Знаю, что были попытки выйти с законодательной инициативой изменить Водный кодекс для того, чтобы разрешать использовать прямое охлаждение». «Можно ли сравнить стройку первой ЛАЭС и нынешнюю стройку? Изменились ли технологии?» — интересовало представителей общественности.

По мнению В. Федорова, применяемая на строительстве ЛАЭС-2 технология имеет слишком большую трудоемкость. «Последовательность работ такова, что пока один «пруток» не привяжешь, очередной не поставишь. Все здесь последовательно, шаг за шагом. А можно было делать все параллельно.

Технология, которая применялась на первой ЛАЭС,— параллельные совмещенные работы. Аналогичный подход сейчас на Нововоронежской АЭС. К примеру, в Нововоронеже ярус в 10 метров высотой монтируется из 12 элементов за неделю. А мы будем делать два месяца. В результате Нововоронеж обогнал ЛАЭС-2, и притом довольно заметно.

И уже принято решение, что мы переходим на тот же способ, то есть будут сначала изготавливаться арматурные блоки (до 50-70 тонн) на стройбазе, которая будет работать здесь же, а потом будут устанавливаться».

Стоит подчеркнуть, что на все заданные вопросы участники встречи получили достаточно полные ответы. К сожалению, пообщаться с рядовыми работниками представителям общественности не довелось. Тем не менее, разговор «на месте» был, несомненно, информативен и полезен.

***

Суд подтвердил решение совета депутатов

24 февраля состоялось заседание городского суда по вопросу законности решения совета депутатов. Напомним, что на заседании депутатов, прошедшем в самом конце декабря, большинством голосов было решено, что вопросы, предложенные инициативной группой к местному референдуму по градирням, не являются вопросами местного значения. И, соответственно, не могут быть вынесены на местный референдум.

С таким решением не согласились часть депутатов и активисты общественного движения «Родной берег» и обратились в городской суд.

Выслушав обе стороны (совет депутатов представлял юрист администрации), а также мнение городской прокуратуры, судья А. Гусев подтвердил законность решения совета депутатов в данном вопросе.
Поделитесь:
Яндекс.Метрика