В истории навсегда останутся его слова о том, что атом должен быть рабочим, а не солдатом. В последующие десятилетия, преодолевая многочисленные препятствия, этого удалось добиться. Хиросима и Нагасаки продолжения не получили, хотя такие планы у американских ястребов имелись.
Атом стал рабочим во многих сферах нашей жизни, но наиболее успешно в энергетике. А началом эры АЭС стал 1954 год, когда в строй действующих вступила атомная электростанция в городе Обнинске. Сейчас ее мощность-пять тысяч киловатт-вызывает снисходительную улыбку. Но как говорится, все познается в сравнении.
В 1920 году делегаты 8 съезда Советов утвердили план ГОЭЛРО. Он предусматривал строительство за 10–15 лет 30 электрических станции общей мощностью 1 миллион 750 тысяч киловатт. Другими словами, два блока ЛАЭС вырабатывают электроэнергии на полмиллиона киловатт больше, чем ее производили все станции, построенные в соответствии с планом ГО ЭЛРО.
Волховская ГЭС и Ленинградская АЭС близки не только географически. Они обе первые — Волховская среди станций, построенных по этому плану, атомная станция — среди АЭС большой единичной мощности с реакторами РБМК‑1000.
Продление эксплуатации энергоблоков на половину проектного срока, сооружение замещающих мощностей, выработка с начала эксплуатации триллиона киловатт часов электроэнергии — все это войдет в историю и не только самой атомной станции, ибо, как сказал поэт, большое видится на расстоянии.
Многое сделано на ЛАЭС для обеспечения ее безопасной эксплуатации. И все-таки вновь и вновь, в том числе и в нашем городе, возникают разговоры о вреде атомной энергетики, о ее отрицательном влиянии на природу. Но как показывает многолетний опыт атомные реакторы при правильной эксплуатации менее вредны чем теплоэлектроцентрали, работающие на органическом топливе.
Несколько цифр и фактов, подтверждающих сказанное. В 1997 году была опубликована книга «Северное управление строительства-путь длинною в 30 лет». В числе ее авторов‑А. Еперин, всю жизнь проработавший в атомной промышленности и энергетике. В его статье, напечатанной в книге, читаем: «…Затраты на атомные станции окупаются быстрее, и немалый выигрыш дает снижение расходов на транспортировку топлива. Если бы в нашем регионе возвели тепловые электростанции, равные ЛАЭС по производству электроэнергии, понадобилось бы 8 миллионов 370 тысяч тонн первоклассного угля, а не его перевозку-свыше 140 тысяч вагонов. Я уж не говорю, какой вред окружающей среде был бы причинен, если бы на ТЭС сжигали такое количество угля!»
…65 лет, отделяющие нас от пуска первой атомной электростанции, убеждают: на сегодня достойной альтернативы атомной энергетики нет.
Комментарии