Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Информированность персонала и населения о процессе вывода атомных энергоблоков из эксплуатации — это одна из важнейших задач, уверен Виктор Шевалдин, который долгое время руководил Игналинской АЭС (в том числе и в начале процесса выведения из эксплуатации), а ныне является председателем Общественного совета по экологии и энергетике при самоуправлении города Висагинас. Вместе с председателем Объединения ветеранов Игналинской АЭС Владимиром Кузнецовым они приняли активное участие в пресс-конференции по скайпу.
Виктор Николаевич рассказал, что еще в конце сентября члены возглавляемого им Общественного совета и ветераны ИАЭС ознакомились с Концепцией вывода из эксплуатации Ленинградской АЭС и обсудили ее. В результате были сформулированы рекомендации российско-литовской экспертной группы.
Отметив, что Концепция «очень хороша», Виктор Шевалдин, тем не менее, донес до участников пресс-конференции ряд предложений, высказанных теми, кто уже имеет бесценный опыт выведения аналогичных реакторов (РБМК-1500) из эксплуатации. Предложения касаются как властей (местных и региональных), так и Росэнергоатома.
Так, при подготовке обновленной версии Концепции предлагается, в частности, дополнить ее оценкой общего количества, вида, категории и классов радиоактивных отходов, которые образуются при выводе из эксплуатации. А также — описанием видов радиационного контроля, в том числе — и в черте Соснового Бора.
В законодательной сфере рекомендуется разработать и принять закон о радиационной безопасности Ленинградской области с более глубоким вовлечением властей и общественности в процесс принятия решений. Еще одно предложение — инициировать разработку федерального закона о социальных гарантиях работникам выводимых из эксплуатации АЭС.
Предлагается также создать независимую региональную лабораторию по комплексному экологическому мониторингу территорий размещения радиационно-опасных объектов, в первую очередь — Сосновоборского городского округа.
На пресс-конференции прозвучало, что при вступлении в процесс выведения из эксплуатации возникает множество важных вопросов, на которые должны быть получены ответы. К примеру — куда разместят отходы различной степени активности, которые будут образовываться в процессе. Или — могут ли жители ближайших населенных пунктов рассчитывать на какие-либо льготы в связи с началом процесса выведения из эксплуатации первого блока атомной станции.
Был также озвучен вопрос, который пока не имеет ответа — что делать с самим реактором, и, в частности, с огромным количеством радиоактивного графита, учитывая, что в настоящее время в мире отсутствуют соответствующие опыт и технологии. При этом, как напомнил участник пресс-конференции, председатель Общественного совета южного берега Финского залива Олег Бодров, даже в случае варианта «курган» (то есть изоляция реактора на месте) объект остается потенциально опасным в течение тысяч лет.
Виктор Шевалдин (который до Игналинской АЭС работал на Ленинградской атомной станции и хорошо знает ее) подчеркнул, что, поскольку первый энергоблок ЛАЭС — головной реактор в стране, то на его примере будет базироваться выведение из эксплуатации всех остальных подобных реакторов в России (всего их 11), поэтому в Сосновом Бору логично было бы создать научный центр по этой теме.
Как отметили участники пресс-конференции, отключение первого энергоблока — это только один из начальных шагов процесса вывода из эксплуатации. Реальный демонтаж начнется не ранее, чем будет окончательно отключен четвертый энергоблок ЛАЭС (это должно произойти в 2025 году). Пока же будут вестись подготовительные работы, в первую очередь — проектные.
Рекомендации российско-литовской экспертной группы будут переданы в Росэнергоатом, Ростехнадзор, российским властям (в том числе — сосновоборским) и заинтересованной общественности.