Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

В поисках спрятанных миллионов

01.09.2016  -  16:47

Чтобы сохранить стабильность и не потерять персонал в любых экономических условиях, предприятиям приходится изыскивать внутренние резервы. Госкорпорация Росатом подошла к этому фактически с готовым набором инструментов. Всё благодаря тому, что здесь внедряется новая производственная система. Ленинградская атомная станция стала одной из площадок, где эти инструменты затачивались под российскую и атомную реальность.

В поисках спрятанных миллионов
В поисках спрятанных миллионов
Справка
Производственная система «Росатом» (ПСР) — масштабный отраслевой проект, призванный повысить производительность труда, сократить издержки, повысить заработную плату и сформировать новые правила карьерного роста. ПСР базируется на многолетних мировых, российских и отраслевых разработках.

В 2016 году Производственная система Росатома должна пронизать все процессы на ЛАЭС — от поставок оборудования до ремонтов блоков и вывоза отработавшего ядерного топлива. Фокус внимания направлен на повышение безопасности, снижение потерь и рост качества.
Первое в 2016 году производственное совещание директор Ленинградской АЭС Владимир Перегуда начал с обращения к коллективу станции: «Осмотритесь, оцените производственные процессы. Не все порядки, что сложились за многие годы, рациональны. Мы можем оптимизировать их, пользуясь методологией и инструментами Производственной системы Росатома, чтобы повысить нашу эффективность». Одним словом, приложить новую меру к привычной жизни, посмотреть незамутненным взглядом на свои задачи и их исполнение.
Производственная система Росатома (ПСР) — это, по сути, две вещи: устранение производственных потерь, то есть бережливое производство, и непрерывное улучшение процедур, технологий, процессов. «Как любое нормальное коммерческое предприятие, мы должны рационально вкладывать деньги и безопасным способом получать максимальную прибыль из того, чем занимаемся, из выработки электроэнергии», — поясняет главный инженер Ленинградской АЭС Константин Кудрявцев.

Потери: найти и обезвредить

Один из основных источников скрытых резервов — это сроки выполнения ремонтных работ на оборудовании. Каждые 24 часа работы энергоблока-миллионника Ленинградской АЭС — это большая экономическая выгода. В прошлом году станция сократила ремонты четырёх энергоблоков на сорок суток и выработала сверх плана более 930 млн кВт-часов. Полученный экономический эффект составил почти миллиард рублей.
«В „Росэнергоатоме“ всегда занимались улучшением процессов. С внедрением ПСР это делается систематически, с применением специфических инструментов, основанных на опыте научной организации труда Минсредмаша СССР и на методиках японской компании «Тойота», — объясняет успех Константин Кудрявцев.
Основными инструментами ПСР для улучшения ремонтных процессов стали четкое, детальное планирование и производственный контроль, быстрая переналадка оборудования (принцип SMED — Single Minute Exchange of Dies), организация рабочих мест по системе 5S, почасовое планирование и организация параллельного потока работ.


Отработавшее топливо — долой

Можно сказать, пионером и лидером покорения производственных вершин на ЛАЭС стал коллектив цеха хранения и обращения с ядерным топливом (ХОЯТ). На счету амбициозной команды — не один успешный проект, растиражированный на других АЭС. Особо мотивирует работников цеха то, что они решают одну из актуальных задач атомной отрасли — сокращают запасы отработавшего ядерного топлива на ЛАЭС и тем самым повышают её безопасность.
В середине прошлого года коллектив цеха ХОЯТ отгрузил на Красноярский горно-химический комбинат (ГХК) 100‑й контейнер с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), и с тем же эшелоном проводил целую эпоху в своей истории и в истории Ленинградской АЭС. То была эпоха внедрения технологии перевода ОЯТ РБМК‑1000 с «мокрого» на более надёжное и экологичное «сухое» хранение.
В 2012 году, когда шла подготовка к отправке на ГХК первых контейнеров, на Ленинградской АЭС открыли один из пилотных отраслевых проектов повышения эффективности. Коллектив цеха ХОЯТ взял в руки инструменты ПСР: освоил хронометражи, циклограммы, стал вести анализ производственных процессов, разрабатывать компенсирующие меры. Сначала навели порядок на рабочих местах по системе 5S. Затем перераспределили функции между операторами, чтобы каждый делал свое дело одновременно с другими, никто никого не ждал. Внедрили усовершенствования, связанные с совмещением некоторых операций. Даже специальная цветная разметка в хранилище упростила и ускорила манипуляции с загрузкой-перегрузкой контейнеров.
С каждым улучшением росла производительность. За один только прошлый год она поднялась на 8,3 %. «Главными источниками предложений по улучшениям стали наши операторы и ведущие инженеры смен. Их идеи были самыми продуктивными, — рассказывает начальник цеха Владимир Симонов и утверждает, что его команда не собирается уступать лидерские позиции: — Мы взяли обязательство поднять выработку в этом году ещё на 10 %».

«Разморозить» складские деньги

Вторым пилотным направлением стало складское хозяйство и поставки оборудования и комплектации. Здесь нужно было навести порядок на складах и уменьшить в разумных пределах объемы материальных ценностей, которые там хранятся, потому что запасы — это «замороженные» деньги. Уменьшение хранимых ценностей увеличивает объем оборотных средств, которые могут быть направлены на развитие.
«Для начала мы рассортировали материальные ценности по группам: быстро заменяемые, длительного хранения и неликвиды. Для наглядности изобразили это в цветных графиках, схемах, таблицах. Сделали маркировку для лучшего учёта и быстрого поиска. Затем начали реализовывать неликвиды через электронные торговые площадки. В этом году планируем выставить на реализацию 260 позиций, а был период, когда продавали неликвиды по 600 позициям», — вспоминает заместитель директора Ленинградской АЭС по общим вопросам Сергей Ефименко.
Логистику и транспортировку также пересмотрели. Сейчас на складском хозяйстве внедряется центрозавоз. Успешный пример уже есть — доставка питьевой воды персоналу. Раньше все подразделения получали воду с центрального склада по отдельности, заказывали транспорт, вразнобой приезжали на склад. Теперь складские работники развозят 20‑литровые бутыли по специальному маршруту, где на своих местах воду получают ответственные от подразделений. По такому же принципу происходит доставка дизельного топлива, гелия, хлора, бумажной продукции и пр. Процесс упрощён, народу задействовано меньше, потери рабочего времени сократились. Только в 2015 году экономический эффект от этого составил 1,25 млн рублей. По такой же технологии нынче отрабатываются поставки всех материально-технических ценностей турбинному цеху. После отработки центрозавоз будет распространён на все потоки поставок.

Быстрая бумага — электронная бумага

Пожалуй, у всех на станции и практически сразу обретает популярность проект «Эффективный офис» — наведение порядка на местах и упрощение документооброта. С внедрением проекта ушли излишние согласования, документы рассылаются и согласовываются в электронном виде. Естественно, все реагируют на это положительно. Если раньше, чтобы отправиться в командировку, приходилось собрать пять подписей на трех этажах в двух зданиях, то теперь 98 % этого процесса можно пройти, не отходя от компьютера.

Безграничные возможности

«Политическая ситуация ставит перед нами задачу быть на несколько шагов впереди конкурентов. Добиваться этого мы можем, только повышая эффективность своей работы на всех фронтах, — уверен директор ЛАЭС Владимир Перегуда. — Для этого на площадке сооружения новых блоков мы используем новые индустриальные методы строительства. Здесь разработана и внедрена технология укрупнительной сборки внутренней защитной оболочки здания реактора, когда еще на земле собирается «конструктор» и уже целиком с помощью уникального крана Leibher поднимается на нужную высоту. Это ускорило сроки и повысило качество выполняемых строительно-монтажных работ».
Таких примеров на стройплощадке масса. Наработанный опыт позволил в разы ускорить похожие строительно-монтажные операции уже на втором энергоблоке. Все это повышает уникальное торговое преимущество проекта ВВЭР‑1200 — наиболее востребованного у зарубежных заказчиков Росатома.
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика