Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Черные тени Белого моря

Соловецкие острова соединяют в себе свет и мрак нашей истории

13.08.2007  -  00:00

В эти августовские дни россияне, вспоминая «большой террор», начавшийся 70 лет назад, прежде всего говорят о Соловках. Именно на этих, затерянных в холодном Белом море островах был создан первый в СССР концлагерь. На протяжении десятилетий слово «Соловки» звучало как приговор. В память о жертвах террора 6 августа этого года крестным ходом «Соловки-Бутово» в Москву был доставлен 12­метровый Поклонный крест.

 Соловецкий монастырь сегодня. (Фото Ирины Аркановой)
Соловецкий монастырь сегодня. (Фото Ирины Аркановой)

Сегодня желающих попасть сюда столько, что люди в трюме катера стоят, как в переполненном автобусе. Острова с материка едва различимы. Катер к ним идет почти три часа. Но вот все четче становятся видны белые крепостные стены и темные купола собора. Конец пути.

Танцующие березы и любопытные котики

Однако для тургруппы, в составе которой корреспондент «Маяка» прибыла сюда, это только начало увлекательного путешествия на байдарках вокруг легендарного острова по морю и по системе внутренних пресных озер. Природа главного острова — своего рода оазис в суровом северном море. «Танцующие» от постоянных ветров березы на берегу и светлые сосновые боры в глубине острова. Прозрачное море напоминает водяные джунгли из водорослей. За байдарками наблюдают любопытные морские котики, у берега множество птиц: утки, чайки, цапли... На соседних (Заяцких) островах — загадочное наследие доисторических времен: каменные лабиринты и насыпи.

Во внутренних озерах главного острова поначалу чувствуешь себя первооткрывателем — совершенно безлюдные места. Постепенно, перетаскивая байдарки из озера в озеро, попадаем в систему, соединенную древними каналами, прорытыми еще в 16 веке. Здесь есть что посмотреть. Особенно запомнился ботанический сад, цветущий розарий, чайные кусты и другие диковинные растения. Тепло, как на юге, и только массивные постройки из огромных валунов напоминают, что ты — на далеком севере.

Соловки — самый северный форпост Руси. История архипелага сочетает в себе свет поразительного созидательного труда и мрачность тюрьмы.

Чудеса созидания

Мог ли кто-нибудь осмелиться отказать в благословении самому Ивану Грозному? Но именно это сделал, указывая царю на его кровавые дела, Филипп Колычев, 18 лет бывший игуменом Соловецкого монастыря. В 16 веке этот удивительный человек строит на Соловках огромный каменный собор (за пять лет!), кельи и больницы, сооружает первую в России искусственную каменную гавань для судов. Он открывает кирпичный завод, просекает лес просеками и дорогами, осушает болота, соединяет каналами внутренние пресные озера.

Размах и разумность его хозяйственной деятельности просто поражают. Монастырь кормил не только сотни своих иноков и рабочих, но и тысячи крестьян. На Соловецком острове 97 озер. Одно из них — «Святое», под самым монастырем — выкопано при игумене Филиппе.

Черное небо

Во все времена Соловки были местом ссылки. Не пустовала и монастырская тюрьма. Один из самых знаменитых узников Соловков — последний атаман Сечи Запорожской Петр Кальнишевский. Помещенный в монастырскую тюрьму по распоряжению князя Потемкина, он отбыл в ней четверть века. К моменту освобождения ему исполнилось... ровно 110 лет. Атаман не пожелал уйти из монастыря, где и умер спустя два года.

Однако, самая мрачная тень была наброшена на архипелаг в 1923—1939 годах. Здесь был организован СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), который позднее превратился в СТОН (соловецкую тюрьму особого назначения). Через них прошли белогвардейцы, эсеры, меньшевики, лица духовного звания, поэты и писатели, ученые, старые партийные кадры, сотрудники НКВД.

Считается, что из ста тысяч заключенных сорок три тысячи человек здесь погибли, однако точные цифры пока неизвестны.

В одном из зданий, где содержались заключенные, на стенах висят картины, подаренные неким благотворителем. Ничего ужасного, просто — виды Соловков. Но небо на всех картинах — черное.

Стоит только захотеть

Неожиданностью было увидеть на Соловках столько приезжих: и наших соотечественников, и иностранцев! В настоящее время здесь действует монастырь и работает музей. Местных жителей немного — не более трех тысяч. Гораздо меньше, чем гостей. Их привлекает уникальность острова, его красота и богатейшая история. Сюда можно приехать паломником, трудником или туристом. Есть и гостиницы (дорогие!), и кемпинг, где можно поставить свою палатку (недорого), работают турбюро и пункты проката лодок и велосипедов.

Увидеть все это просто — стоит только захотеть.
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика