Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
С 2008 года водь официально считается коренным малочисленным народом России. А первое упоминание в летописи о води относят к 1069 году. Одна из пяти огромных по территории частей древней Новгородской республике называлась Водская пятина — по имени этого народа. В Ленинградской области местами компактного проживания этой народности в настоящее время являются три деревни в Кингисеппском районе: Краколье (Йыгыпэрь), Пиллово (Пилола) и Лужицы (Луудитс). Однако представители этой народности живут и в других поселениях и городах, в том числе и в Сосновом Бору, что неудивительно, ведь в 19 веке одним из мест проживания води было расположенное рядом с нашим городом село Копорье. В 20 веке народность пережила несколько ударов: эвакуация, выселение… В советской переписи 1959 года водь вообще не упоминалась и считалась исчезнувшим народом, но в переписи 2002 года вновь были зарегистрированы его представители.
Представители води придерживались православной веры, но при этом сохраняли и элементы язычества — обожествляли природу, считая священными леса, воды, горы, землю, солнце и звезды и проводили обряды под руководством местных колдунов — арбуев. Многое отражено в преданиях и сказках народа водь, которые были записаны и выпущены в виде книг, с хорошими иллюстрациями.
Представители води имели и внешние отличия: высокий рост, голубые глаза, очень светлые, с оттенком седины, волосы, а также живой характер и острый ум.
Рассказывая о костюмах, Лариса Исаева продемонстрировала реконструкцию уникального женского головного убора — пайкас, и украшение — каатырыд, расшитое монетами и раковинами каури. Рассказала об одетых в национальные костюмы водских традиционных куклах — титти, которых шили для дочерей и внучек мамы и бабушки. Она также показала в презентации полную реконструкцию традиционного костюма замужней водской женщины, которая была сделана трудами нескольких авторов: Наталья Романова, Мария Романова, Лариса Шаповалова, Елена Ростовщикова, Галина Коновалова, Елена Приймак, Михаил Воронцов, Сергей Хрусталев.
Поговорили и об особенностях жилища и ведения хозяйства.
Слушатели принимали активное участие, задавали вопросы, сообщали об известных им фактах, обсуждали разные подтемы и имели возможность примерить уникальные элементы нарядов.
Память о води и их традиции сохраняют в Ленобласти энтузиасты. В Кингисеппском районе работают два музея: музей водской культуры в деревне Лужицы, созданный Мариной Ильиной, и Музей коренных народов Водской пятины в деревне Монастырьки, созданный Валентиной Бабкиной.