Только представьте: знойный итальянец, пусть даже и проживший последние 16 лет в Петербурге отправляется в разгар зимы на самую северную окраину Европы — мыс Нордкап в Норвегии, на побережье Северного Ледовитого океана — встречать Новый 2018 год. Да еще на легендарном русском внедорожнике «УАЗ» в компании супруги и делового партнера сосновоборки Светланы, хрупкой и обаятельной блондинки. Кстати, по словам Светланы, впервые такой автомобиль побывал на этом знаменитом мысе.
Финишная точка путешествия — мыс Нордкап, Норвегия
Именно в таком составе двое путешественников, впервые решившихся уехать так далеко, отправились 21 декабря ранним утром в путь из бесснежного Петербурга в укрытую белым пушистым покрывалом финскую Лапландию. Средством передвижения был выбран российский автовездеход УАЗ «Хантер», более известный всем жителям бывшего СССР как армейский внедорожный УАЗ (он же «Козлик»). Впереди была дорога длиною в 4350 километров по пустынным дорогам соседних Финляндии и Норвегии…
«Это был вызов не только природе и дороге, а прежде всего самим себе», говорят Эмануеле и Светлана. Эмануэле за свою жизнь много где побывал, но на такое серьезное испытание решился впервые. «Просто стало интересно и захотелось испытать себя», радостно улыбаются оба любителя приключений.
И машину себе выбрали подходящую по характеру и экстремальной цели. Не гламурный зарубежный внедорожник, а настоящий советско-российский вездеход. «Влюбился в русский джип с первого взгляда», признается Эмануэле. Модель стандартная, только установили спутниковый GPS-навигатор и лебедку — чтобы вытащить машину, если вдруг застрянет.
Но главное — раскладывающаяся палатка на крыше, в которой легко и быстро организуются два полноценных спальных места. Кстати, из 17 дней поездки в привычных отелях путешественники провели всего 6 ночей. Остальные ночевки пришлись на финский городок Рованиеми (между прочим, европейская родина Санта-Клауса) и деревню Танкавара — самое холодное место в Суоми и известное на всю Скандинавию месторождение золота. Здесь даже каждые два года проходят чемпионаты мира по золотодобыче (следующий состоится уже в этом году).
Дорога была непростой. В те декабрьские дни мороз достигал –27 градусов. В пути от холода ветровое стекло УАЗа постоянно обмерзало, две штатные печки не справлялись, в салоне температура была всего +7. Приходилось периодически останавливаться и вручную очищать стекло ото льда.
Но больше всего наших героев беспокоило не это, а ночевки в лесу, в условиях дикой природы. Для обоих участников это был первый опыт. Было страшно, что в пути могут повстречаться хищные животные, которых в северных финских лесах немало: рыси, кабаны, волки и, конечно, самое пугающее — медведи. Ведь от него можно скрыться только в машине, а легкая палатка для дикого хищника — легкая добыча. И с собой нет никакого оружия…
Но все, к счастью, обошлось. Из зверей путешественники увидели рядом только северных оленей, которые вольготно бродят по дорогам, чувствуя себя подлинными хозяевами Севера. И машина тоже не подвела ни разу: заводилась в любой мороз и не досаждала поломками, подтвердив свою боевую сущность. Хотя Эмануэле признается, что взял с собой самые необходимые запчасти и был готов полежать на снегу с инструментами.
Самыми тяжелыми моментами всей экспедиции, вспоминает Светлана, стал последний участок пути от границы Финляндии до норвежского побережья. Здесь шоссе становится настолько узким, что сложно разъехаться двум встречным машинам. С одной стороны скалы, с другой — обрыв в море, и дорога местами даже не огорожена. А когда дует сильный ветер и под колесами сплошной лед, ехать становится крайне сложно и опасно. И часами можно не встретить никого из людей и жилища, чтобы смогли прийти на помощь. Кстати, дорога до мыса Нордкап, которая заканчивается обрывом на мысе высотой 307 метров, частично проходит также под землей. И во время сильных штормов на море она закрывается. Но они справились!
Последним пунктом человеческой цивилизации на пути к Нордкан стала норвежская деревенька Скарсваг, также самая северная в Европе. Здесь почти никто не живет круглый год, но есть небольшие домики для местных жителей и туристов, посещающих Нордкап в основном в летнее время.
Как выяснилось уже на месте, до самого мыса Нордкап так просто не добраться — туда ведет всего одна дорога длиной 13 километров и установлен шлагбаум. Проехать к мысу можно строго по расписанию; необходимо подождать местного руководителя, который сформирует группу туристов и проведет к финишной точке под конвоем снегоуборочной машины.
Уже на самом мысе есть кафе, сувенирный магазин и крошечный кинотеатр, а также интереснейший подземный музей, рассказывающий об истории Нордкап и севера Норвегии.
На ночлег пара устроилась в доме местного жителя, который пустил их к себе в качестве исключения. Летом в деревне работает кемпинг, но чаще всего места там почти всегда заняты. Остальным приходится возвращаться обратно в ближайший городок Хоннингсваг, где есть даже аэропорт.
Надо ли говорить, сколько восторженных эмоций было у Эмануэле и Светланы, когда они достигли, наконец, долгожданного глобуса на краю обрыва! Это ведь самая крайняя поверхность европейского континента — дальше только Северный Ледовитый океан и Арктика. Вокруг роскошные северные пейзажи, пустынная и бескрайняя гладь океана и покрытые льдом скалы.
И конечно, знаменитое северное сияние. Только в этих краях скандинавского Заполярья его можно увидеть во всей волшебной красоте (не считая нашего Крайнего Севера). И ради этого стоило проделать такой долгий и трудный путь.
Только здесь, на крайнем Севере можно увидеть полярное сияние во всей красе
И вы думаете, им хватило приключений надолго? Как бы не так — уже этим летом они хотят отправиться на своем верном УАЗике в другое экстремальное путешествие через всю Россию. Уже вовсю разрабатывают маршрут и собирают информацию. Похоже, эта страсть — на всю жизнь.