Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

В Сосновоборском художественном музее открылась выставка графики «Человек эпохи созидания»

27.11.2023  -  17:40

25 ноября 2023 года в Сосновоборском художественном музее современного искусства открылась выставка советской графики «Человек эпохи созидания». В неё вошли произведения из фондов Сосновоборского, а также Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея. Настрой на эпоху создает небольшая экспозиция вещей и черно-белых фотографий из 70-80 годов 20 века, которая встречает гостей уже в холле музея. Основная же выставка — рисунки и гравюры влиятельных графиков, которые организовал в пространстве музея куратор выставки научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области Сергей Шитов — приглашают размыслить над социокультурными аспектами периода 1960-1980-х годов. Он же и провел первую большую экскурсию по новой выставке.

В Сосновоборском художественном музее открылась выставка графики «Человек эпохи созидания»
В Сосновоборском художественном музее открылась выставка графики «Человек эпохи созидания»

На открытии заведующая музеем Анастасия Коновалова, отметила, что выставка графики, завершающая в музее юбилейный для Соснового Бора год, совпала с еще несколькими юбилеями. В этом же 2023 году исполнилось 80 лет со дня рождения члена Союза Художников СССР Ольги Давыдовой. И именно в день открытия — 25 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения Народного художника РСФСР Владимира Ветрогонского. Их прекрасные работы также представлены на выставке.

Почетным гостем стал советский и российский график, легендарный мастер Олег Яхнин. Он выступил на открытии и подарил музею большой альбом с собственной персональной выставки и книгу Александра Боровского «Спилунгоне» со своими иллюстрациями. А во время экскурсии рассказал о своих произведениях.


Выставка очень интересна. При взгляде на картины у людей, знакомых с вобщем-то ещё недавней советской действительностью, возникают многочисленные ассоциации. Память восстанавливает то ощущение мира, которое может показаться несколько странным новым поколениям, воспитанным уже не во времена «развитого социализма».

Это ощущение значимости любого труда (от работы в шахте и на заводе до покорения космоса) и человека любого труда (акварель «Витебские ковровщицы» Марии Успенской, офорты Владимира Шистко «Созидательный труд» и «Млечный путь»).

Ощущение стремления к чему-то великому — на полотнах это передается с помощью особенностей изображения перспективы, стремительного движения персонажей, а также напрямую — с некими светлыми и грандиозными (но не очень понятными) объектами на заднем плане. Вот, повиснув на страховке над бездной и над бурлящим потоком, дробят каменную стену бесстрашные строители ГЭС на картине Филиппа Маконина. Вот мчатся, преодолевая препятствия, легкоатлеты на литографии Виктора Вальцефера «Барьерный бег». Вот скачет лошадь, мчатся велосипеды и буквально летит мотоцикл на офорте Вадима Ковалёва «Сила в движении». Вот возникает вдали светящаяся гигантская вышка над совершенно бытовой, казалось бы, сценой в работе Ольги Давыдовой «Набережная реки Карповки»: люди большого города спешат по своим делам на фоне фантастического сооружения. Вот в едином порыве ликуют от какого-то достижения разные народы на картине Николая Гаева «Звездный час».


Возникает ощущение сосредоточенного напряжения людей в этом стремлении, их причастности к чему-то грандиозному и их некое пренебрежение скудностью быта на этом пути. Они управляют гигантскими механизмами (как на картине Анатолия Гетманского «Колесо турбины Саяно-Шушенской ГЭС»), подчиняют природу и одерживают победы в спорте.


Их лица, как правило, серьезны, даже если это мать с младенцем, а небогатое (мягко говоря) бытовое окружение обозначено скудными угловатыми обобщающими штрихами (как на литографии Владимира Емельянова «Счастья тебе, малыш» или на линогравюре Нины Новосельской «Молодожены»).


Во многих картинах чувствуется романтизм той эпохи — люди стремятся в неведомые дали и в неведомые высоты духа, а художники экспериментируют со временем и пространством, с линией, цветом, плоскостями, формами (линогравюра «Романтики» Алексея Смирнова, офорт Владимира Шистко «Млечный путь», литографии Владимира Ветрогонского «Весенние цветы» из серии «северная Магнитка» и Анатолия Данилова «Утренняя звезда, геологи»).

Но и на этих несколько плакатных графических работах находится порой место живому человеческому чувству: герои картин звонят из телефонных будок, встречаются на мосту, стирают, гуляют с колясками, пьют чай, читают газеты…

Портреты на выставке тоже буквально «дышат» своим временем. Портрет кузнеца В. Мичева работы Александра Харшака — лишь один из серии «Кировцы», запечатлевших «рабочего человека». Молодое мужественное лицо словно сделано из угловатого железа, на нем — отблески внешнего и внутреннего огня. На портрете знаменитого композитора Александры Пахмутовой на вертикально поднятой черной крышке рояля за её спиной мечутся неясные тени и образы, а в самой напряженной фигуре чувствуется сжатая пружина огромной силы.


«Основной целью выставки является представление разнообразных творческих подходов и стилей, которые отражали дух и идеалы советского общества. Посетители смогут разобраться, как идеологические принципы влияли на выбор тематики, стилей и методов изображения в графических произведениях» — отметил куратор выставки Сергей Шитов.
«Выставка показывает актуальную в прошлом и не менее важную сейчас задачу всей нашей страны: воспитать поколение, любящее свою родину, поколение, которое с оптимизмом и преданностью будет строить новое светлое будущее» — прокомментировала идею куратора Анастасия Коновалова.
Выставка также уникальна возможностью увидеть произведения сразу из двух музеев Ленинградской области, которые никогда не выставлялись вместе. Среди более 20-ти представленных мастеров:

заслуженный художник РФ, мастер станковой и книжной графики Олег Яхнин, ученик К.С Петрова-Водкина и В.В. Лебедева, иллюстратор, представитель ленинградской школы графики Василий Власов;
мастер литографий, которые хранятся в Третьяковской галерее, Метрополитен музее в Нью-Йорке, Дрезденской галерее в Германии и многих других влиятельных музеях — Виктор Семёнович Вильнер;
театральный художник, прочно вошедший в историю советского искусства — Давид Борисович Боровский;
заслуженный художник РСФСР, мастер-фронтовик Александр Исаакович Харшак;
народный и заслуженный художник РСФСР, фронтовик, чьё искусство признано как в России, так и в зарубежных странах — Владимир Александрович Ветрогонский.

Выставка интересна и для тех, кому довелось пожить в «советской эпохи» и для тех, кто знает о ней только по воспоминаниям других.


Она продлится до 22 февраля 2024 года, после чего графика снова отправится на длительный «отдых» в фонды музеев.

Подготовила Нина Князев ,фото Нины Князевой

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности