Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Оценка — не только губернатора, но и всех жителей области

Интервью с Николаем Межевичем, доктором экономических наук, профессором кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета

16.12.2014  -  00:00

— Опубликован ежегодный 14-й рейтинг политической выживаемости губернаторов России. Николай Маратович, какие особенности у рейтинга 2014 года, и как выглядит Ленинградская область и ее губернатор в новом рейтинге?— Давайте сначала уточним, о чем идет речь: Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» ежегодно готовят «Рейтинг политической выживаемости губернаторов». Рейтинг публикуется с 2007 года, для современной России это уже традиция.

Оценка — не только губернатора,  но и всех жителей области
Оценка — не только губернатора, но и всех жителей области

В рейтинге экспертами дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале (где 5 — максимальная оценка, 1 — минимальная).

— Интересно, «а судьи кто»?
— Вопрос правильный, эксперты в основном «практикующие» политологи, компетентные не столько в абстрактной теории, сколько в реальных проблемах российской политической системы. С моей точки зрения, в их коллективе несколько не хватает экономистов. Наши губернаторы не только политики, но прежде всего хозяйственники, реализуют экономические программы, занимаются конкретикой. Поэтому когда эксперты пишут, что у того или иного губернатора «бюджетные проблемы», хорошо бы владеть проблематикой Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, попытка найти хотя бы один субъект Федерации без бюджетных проблем ни к чему не приведет. Они есть и у Москвы!

— Вернемся к нашему результату...
— Результат губернатора Ленинградской области — 5. Максимальная вероятность сохранения полномочий. В принципе это повторение результата прошлого года, но ведь двигаться «вверх» просто некуда.

— Николай Маратович, в прошлом году в качестве проблем, связанных с оценкой губернатора Ленинградской области, были указаны «Спорные кадровые решения. Конфликты вокруг использования лесного фонда». Отражены ли эти проблемы в рейтинге нынешнего года?
— Да, да, в рейтинге есть такие строки о «сильных и слабых сторонах».
Что касается прошлого года, я бы сказал так: спорные кадровые решения были, есть и будут у всех политиков. Такие вещи пишут тогда, когда критиковать нечего, но что-то сказать надо.

— А лесной фонд?
— Таких проблем нет в Калмыкии или Ростовской области, как впрочем, и леса. В остальных случаях распределение ограниченного и ценного ресурса не может не быть абсолютно безошибочным и бесконфликтным.
Но хватит о прошлом годе. В этом году «слабое звено» в рейтинге нашего губернатора вообще отсутствует, а в качестве достижений указано: «Реализация инфраструктурных и логистических проектов. Бесконфликтное проведение муниципальных выборов. Успехи по привлечению бизнеса в регион». Много, очень много по сравнению с другими регионами и губернаторами.

— Николай Маратович, в чем секрет успеха политики губернатора Ленинградской области?
— Давайте я попробую суммировать. Во-первых, наше, региональное достижение — успешная реформа МСУ и в т.ч. повышение управляемости на уровне крупнейших муниципалитетов. Насколько я помню, это была идея лично А.Ю. Дрозденко. Во-вторых, исполнение майских указов президента. Строго говоря, это первое, а не второе, но здесь Ленинградская область в ряду других субъектов федерации.
Важно отметить и налаженное сотрудничество со структурами гражданского общества, политическими партиями и Общероссийским народным фронтом.
Не могу не упомянуть и сбалансированную региональную политику. У нас в области есть и своя Сибирь, есть и своя Европа тоже. Социальные стандарты необходимо обеспечивать всюду, но потом можно создавать и приоритеты. Это могут быть территории опережающего развития (ТОР) разного размера и специализации.

— Это те самые территории опережающего развития, о которых говорилось в Послании президента России Владимира Путина Федеральному Собранию?
— Именно так, просто для России приоритетом являются большие территории масштаба Крыма, а для Ленинградской области, к примеру, Тосненский район.

— Как с экономикой в истекшем году, есть ли в уходящем году основания для оптимизма?
— Адаптация региона к изменениям экономической ситуации идет не просто, наша область экспортно-ориентированный субъект Федерации, раньше это приносило только преимущества, сейчас это и дополнительные сложности. Очевидно также и то, что все негативные тенденции, характерные для российской экономики, существуют и у нас.
Понимаете, рейтинг губернаторов показывает, как субъект федерации выглядит на российском фоне. Если российские показатели не блестящие, то и нам за Норвегией пока не угнаться. Однако в регионе стабильная бюджетная ситуация. Сочетать сбалансированность регионального бюджета и социальные программы трудно, но возможно.
Что же касается оптимизма, то он имеет не только экономическое, но и социальное измерение. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов дают для этого серьезные основания.

— Николай Маратович, хорошо, с этим рейтингом ясно, но есть и другие политические рейтинги, как там дела у губернатора Ленинградской области?
— О, да. Рейтингов много: Информационная открытость глав субъектов Российской Федерации; медиарейтинг глав регионов; рейтинг глав регионов в сфере жилищно-коммунального хозяйства; лучшие лоббисты в России. Все они четко показывают уровень доверия к губернатору. Во всех случаях наша область и наш губернатор в группе лидеров.

— Лучшие лоббисты, слово какое-то странное....
— А что вас смущает, лоббист слово не наше, но задачи решаются традиционные. Давайте писать «защитник», «добытчик» — суть не меняется. Авторитетный губернатор ближе к центрам распределения ресурсов. Его дороги по московским кабинетам проще и быстрее. Куда идут «пролоббированные» ресурсы? Людям, жителям. Сегодня Москва дает деньги не только по сложным расчетным формулам, но и под авторитет региональных лидеров! Кстати, это характерно для большинства зарубежных федераций.
Главное в том, чтобы мы понимали о том, что речь идет о высокой оценке не только работы губернатора, но и всех жителей области.

Николай Петров

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика