Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Александр Викторов: Бюджетных мест в вузах меньше не станет

26.07.2012  -  00:00

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александр Дмитриевич Викторов родился в 1951 году в Ивановской области. Окончил ЛЭТИ имени Ульянова (Ленина). Доктор экономических наук, профессор. С 1974 работал в альма-матер, прошел путь от ассистента кафедры до проректора по научной работе.В 2001–2008 годах занимал пост председателя петербургского комитета по науке и высшей школе. В 2008 году возглавил Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.«Мне нравится китайская модель»— Вы как ректор за платное или бесплатное обучение в вузах?— Я считаю, что все высшее образование должно быть или платным, или бесплатным. А их сочетание — это какой-то атавизм. Слава богу, сейчас вузы освободили от оценки знаний абитуриентов, это ушло в школы, добавив им головной боли. Дело в том, что когда одновременно существуют платное и бесплатное образование, появляется источник коррупции: у нечистых на руку людей возникает желание и бесплатное тоже ­продать.


Мне очень нравится, как эта проблема решена в Китае. Там все образование платное, но при этом все получают стипендию. И чем ты лучше учишься, тем ниже плата и выше стипендия. Те, кто учится на «четверки», сколько платят, столько и получают.

— Петербург полон слухами, что количество бюджетных мест в наших вузах будет сокращаться. Это так?
— У нас в вузе количество бюджетных мест не сокращается. И даже благодаря федеральным программам оно увеличилось. Эта тенденция сохранится, думаю, до 2020 года. Но и тогда уменьшаться будет число не бюджетных, а платных мест, потому что демография в стране тяжелая, и студентов по объективным причинам станет меньше.

«Приходите, и не только учиться»

— Что это за федеральная программа, из-за которой у вас стало больше бюджетных мест?
— Мы выиграли конкурс поддержки программ стратегического развития вузов, проводимый Минобрнауки. Было триста заявок со всей страны, министерство определило девяносто победителей, и мы в их числе. В рамках этой программы мы реализуем проект «электронного университета», позволяющего проводить дистанционное обучение. Помимо этого при поддержке губернатора Санкт-Петербурга и комитета по социальной политике Санкт-Петербурга мы включились в большой проект доступности образования для людей с ограниченными возможностями. С сентября тридцать инвалидов по зрению смогут получать образование, не выходя из дома или находясь в интернате. Все уже готово к началу учебы — компьютеры, работающие на азбуке Брайля, программы. В этом году мы закупаем оборудование для ребят с ограничениями по слуху, а еще через год сможем учить и студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

— Почему именно в вашем университете?
— Сфера сервиса благоприятна для предпринимательства, и люди с ограниченными возможностями смогут там себя реализовать.

— Каким вы видите свой вуз и каким вы хотите, чтобы его видели другие?
— Я вижу наш университет современным европейским университетом: открытым для контактов, для всех, кто хочет с нами работать. В наш вуз сегодня приходят ребята, готовые не только учиться, но и интересно и с пользой проводить досуг: например, в вузе работает единственный в Санкт-Петербурге Волонтерский центр, в котором уже вовсю идет подготовка волонтеров для Олимпиады в Сочи. Отрадно, что при этом в нашем вузе и все отечественные лучшие традиции образования сохраняются.

Двойной диплом

— Обучаясь в вашем университете, имеют ли студенты возможность пройти практику или стажировку за рубежом?
— У нас хорошие международные связи, ребята могут учиться по обмену в зарубежных вузах, получать сразу два диплома. Но это значит, что необходимо согласовывать программы с западными партнерами, чтобы курсы, прослушанные у нас, засчитывались там. Кроме того, мы стремимся больше давать иностранные языки. Вообще, нашим выпускникам знание иностранных языков просто необходимо, потому что сервис — это транснациональная отрасль.

— А не проще ли сразу поехать учиться за рубеж?
— Если вы просто уедете в иностранный вуз, то получите европейский диплом, который у нас без нострификации не действует. И наоборот — российский диплом часто недействителен за границей. А программа двойного диплома даст образование, которое признается повсюду.

Важны интонации

— В европейских вузах сейчас студенты слушают лекции дома через интернет, а в аудиторию приходят уже за практическими навыками. У нас такая практика возможна?
— Думаю, в России тоже со временем придут к чему-то подобному. Хотя я уверен, что истина где-то посередине, и живого лектора заменить нельзя. Я бы не стал совсем отказываться от общения преподавателя и студента. Я раньше был проректором по науке в ЛЭТИ, и привнес оттуда практику поточных лекций, когда какой-то общий курс читается одновременно студентам разных факультетов. Профессор при этом — как навигатор в море информации: тут даже интонации имеют значение. Мы берем лучший западный опыт, но учитываем традиции российского образования, заложенные еще Петром I.

— Выпускники многих вузов жалуются, что их учат оторванные от практики теоретики. Как это преодолеть?
— Вопрос действительно больной. Научные исследования из вузов в девяностые годы ушли, и многие преподаватели оторвались от реальной жизни. С этим надо что-то делать. Мы в СПбГУСЭ активно развиваем идею создания базовых кафедр на предприятиях и организациях сферы сервиса, таких базовых кафедр в вузе уже тридцать. Там со студентами работают специалисты-практики. Поэтому наши студенты выпускаются уже хорошо подготовленными к работе по специальности, ведь большинство из них трудятся, начиная уже с третьего курса.

«Комсомольская правда» и пресс-служба СПбГУСЭ

Поделитесь:
Яндекс.Метрика