Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Грамматика повелевает даже царями

8 сентября — Международный день грамотности

08.09.2010  -  00:00

Объявленный в 1966 году ЮНЕСКО Международный день грамотности отмечается ежегодно. В мире прилагается немало сил для того, чтобы повысить грамотность жителей Земли.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, согласно установленным нормам грамматики. Грамотностью населения, выраженной в процентах, ярко характеризуется степень народного образования. Уже сотни лет назад многие понимали значение грамотности, недаром Жан Батист Мольер писал, что «грамматика повелевает даже царями». Для успешной жизни в современном мире умение свободно читать и правильно писать просто необходимо. Почти миллиард неграмотных землян В 2000-м году специалистами ЮНЕСКО было насчитано 877 миллионов неграмотных взрослых людей во всем мире (около 19% или примерно каждый пятый из взрослого населения планеты) и 113 миллионов детей, не посещающих школу. Более двух третей неграмотных находятся в восьми странах (Индия, Иран, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Эфиопия, Гвинея, Египет). Из всех неграмотных взрослых в мире две трети составляют женщины. Крайне низкий уровень грамотности сосредоточен в трех регионах: Южной и Западной Азии, в Африке южнее Сахары и в арабских государствах, где около одной трети мужчин и половина женщин неграмотны. Грамотность в России К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой. По данным переписи 1897 года, были грамотными лишь 21% населения. Наиболее грамотными было 6 губерний, в том числе — Санкт-Петербургская и Московская. В 14 губерниях и областях процент неграмотных колебался от 50% до 75%. И еще в 50 губерниях более 75% населения было неграмотно: от Смоленской (76,02% неграмотных) до Уфимской (93,59% неграмотных). Примерно таковым уровень грамотности оставался и к 1917 году. В 1919 году вышел декрет Сов¬наркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, было обязано учиться грамоте. Всего в 1917–1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллионов. Однако в целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы. Введение всеобщего начального обучения в 1930 году создало определенные гарантии распространения грамотности. По данным переписи 1939 года, грамотность населения приблизилась к 90%. Интернет снижает грамотность В настоящее время по статистике Россия все еще в передовиках — 99,4% населения считаются грамотными. Но, по мнению специалистов, число россиян, умеющих грамотно писать, снижается. И одна из причин этого — интернет. Люди, которые общаются в форумах и чатах, ведут блоги, даже если они вполне грамотные, не всегда придерживаются литературных норм. В итоге создается много текстов с искаженной орфографией и пунктуацией. А ведь известно, что грамотность вырабатывается во многом благодаря чтению. А из-за чтения в интернете большого количества текстов с ошибками вырабатывается неграмотность. *** Уровень грамотности, по данным Бюро переписи населения, в процентах от общей численности населения: Австралия — 99%, Аргентина — 97,2%; Ангола — 95%, Бангладеш — 43,1%, Беларусь — 99%, Бразилия — 88,6%, Канада — 99%, Китай — 90,9%, Египет — 71,4%, Эфиопия — 42,7%, Финляндия — 100%, Германия — 99%, Греция — 96%, Гвинея — 29,5%, Гондурас — 80%, Индия — 61%, Индонезия — 90,4%, Иран — 77%, Израиль — 97,1%, Япония — 99%, Польша — 99,8%, Португалия — 93,3%, Россия — 99,4%, Саудовская Аравия — 78,8%, Испания — 97,9%, Швеция — 99%, Таиланд — 92,6%, Турция — 87,4%, Украина — 99,4%, США — 99%, Вьетнам — 90,3%, Зимбабве — 90,7%. Цифры В Сосновом Бору, согласно результатам ЕГЭ, школьники более грамотные, чем в Ленинградской области. В этом году средний тестовый балл по русскому языку составил 63,11, что заметно выше среднего по области — 60. *** Проверьте себя на грамотность В 2008 году Всероссийский центр изучения общественного мнения решил проверить грамотность россиян, задав им 8 простых вопросов из Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку. Проверьте и вы свою грамотность. Правильные ответы и результаты опроса ВЦИОМ будут опубликованы в следующем номере «Маяка». Восемь простых вопросов 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? — нАверх, клялАсь, отрОчество, сОзыв 2. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ? а) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях. б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы. в) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной. г) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. 3. Укажите пример словосочетания с ошибкой: — пара туфель; несколько полотенец; опытные доктора; около пятиста километров 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Получив начальное домашнее образование в Москве: а) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус б) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге в) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге г) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей. 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой: а) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев. б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. в) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. г) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном». 6. В каком слове есть суффикс — ЧИК? — шкафчик, мячик, пончик, огурчик 7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? а) (По)этому пути давно не ездили, (от)того дорога поросла густой травой. б) Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать. в) Пришлось отказаться (от)того, что было задумано, так как деньги (на)счет не поступили. г) Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными. 8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: «Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией () и многие современники разделяли его точку зрения». а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. б) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая. в) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна. г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
Поделитесь:
Яндекс.Метрика