Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

По судьбе — Учитель

В январе Петр Маркович Губаревич был награжден нагрудным знаком отличия «За содействие в развитии города Сосновый Бор»

10.02.2017  -  17:08

Этого высокого, подтянутого, всегда при галстуке, немолодого мужчину привычно видеть в окружении подростков. Экскурсия на ЛАЭС, конкурс профмастерства в колледже, тестирование в школе, — значит Петр Маркович где-то рядом. По должности — методист «Центра развития творчества», по судьбе — учитель.

По судьбе — Учитель
По судьбе — Учитель
Он родился в 1939 году, седьмым ребенком в семье, под Витебском. Дальше история — будто «киношная». Бомбежки, партизанский отряд, плен. Первое страшное воспоминание — фашисты загоняют всех в сарай, и мама, прижав его к груди, шепчет: «Сынок, не страшно будет». Спасли чудом партизаны.
После войны жизнь в землянке, школа в 10 км от деревни. А там — замечательные учителя — фронтовики. Они были кумирами, как сегодня у детей — звезды спорта или сцены.
Петр мечтал стать учителем физики и математики. Смышленый парень, рожденный, как говорила мать, на соломе, после окончания автомобильного техникума он легко поступил в МИФИ. Оказался в «номерном» Челябинске (Снежинске) — работал конструктором, женился. Но судьба-таки вывела его на учительство: попросили обучить автоделу получивших новые «ГАЗ‑21» ученых. И они, рассмотревшие в нем прирожденного педагога, рекомендовали Петра Губаревича в директора нового училища при «ядерном» центре.
В те годы «пэтэушники» обязательно выполняли производственные заказы. Но ребят Губаревича не допускали до заказов «секретного» центра. Как-то, глядя на топорные учебные экспонаты — действующие модели станков, его осенило — сделаем сами! Первую модель изготовил лично. Вскоре училищу поручили делать модели для всей области. Ребята трудились всерьез и за деньги. Училище попало на ВДНХ. Позже, плюс к наградам Всесоюзной выставки, Петр Губаревич получит медаль «За трудовую доблесть» и знак «Отличника профтехобразования РФ».
В Сосновый Бор пригласили в 1983 году — поднимать ПТУ‑36, тогда рассадник правонарушений. Поначалу он домой только бриться приходил, ночевал в общежитии, где жили сотни иногородних учащихся. Подчиненные поверили в сдержанного, с виду строгого человека, который был фанатом чистоты и порядка, умел делать все сам, любил детей и не терпел показухи.
При нем создали духовой оркестр под началом А. Деско, рядом были и другие подвижники культуры — Николай Фомичев и Михаил Рафаилов. На дискотеки в ПТУ зачастили старшеклассники. Образ «хабзая» стал облагораживаться, и горожане перестали считать учебу здесь зазорной. В училище появились санаторий-профилакторий, переход между зданиями, автобус «ПАЗ». Они выдержали конкуренцию за абитуриентов с ПТУ № 21, хотя «коллеги» готовили рабочих по более популярным профессиям!
В 90‑е он ушел. Его представления о демократии и свободе оказались иными, чем у части коллектива. Многих тогда «на крыльях перестройки» уносило за пределы здравого смысла, а он-то твердо на ногах стоял. Но педагогику не оставил. Возглавлял учебный комбинат СУС, директорствовал в 4‑й школе, и даже когда перевалило за 70, выручал школы на «подменах».
На нем сегодня — вся работа по профориентации. Это он придумал создать при политехническом колледже группы допрофессиональной подготовки, где 100 школьников в год учат основам профессий. Вместе с директором СПК С. М. Вшивковым они попали в точку — только двумя годами позже в стране появилась «Junior Skills» — программа ранней профподготовки и состязаний школьников в профмастерстве.
Нет толку в тестировании, считает Петр Маркович, если дети не понимают содержания профессий! Это как в поговорке про халву: сколько профконсультант ни повторяй: «Тебе подходит быть токарем», слова останутся словами. Кто такой программист или дизайнер — детям понятнее, у всех компьютеры. Про юристов и врачей хотя бы кино показывают, а с трудом рабочего на производстве школьники в жизни не сталкиваются.
Овладение рабочими профессиями не закрывает путь в вузы, напротив — дает опору в жизни. Петр Маркович мечтает о создании в Сосновом Бору межшкольного учебного комбината, где ребят всерьез учили бы основам профессий. Он рассказывает об этом почти с юношеской горячностью, с просветлевшим лицом — как обычно, когда говорит о детях.

Евгения Светлова
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика