Столярничают не только мальчики, но и девочки. (Фото из архива участников поездки)
«Все дети учатся шить и столярничать — и девочки, и мальчики. Сами шьют рюкзаки, с которыми потом ходят в школу. А девочки выпиливают лобзиком!» — серьезность в подходе к трудовому обучению у наших северных соседей произвела большое впечатление на сосновоборских педагогов, побывавших в Финляндии и в Швеции. Руководители сосновоборских учреждений образования и специалисты комитета образования познакомились с работой детских садов, школ и профтехучилищ этих стран.
В детских садах не учат!
Детские сады (для детей от года до 6 лет) в Финляндии относятся не к сфере образования как у нас, а к сфере соцзащиты. Размер платы за детсад зависит от дохода родителей. Программ дошкольного образования в них нет. Жесткого режима нет тоже. Если ребенок устал, он может поспать в специальной темной комнате, где на полу разложены матрасы и одеяла. В группе работает три педагога (на одного— не менее семи детей). С 6 до 7 лет — 95% детей проходят предшкольную подготовку. Результаты не афишируются, родители получают их в конвертах.
Комфортная школа
С семи лет для ребенка начинается обязательное 9-летнее образование. Те школы, в которых побывали наши педагоги, запомнились им как комфортные и для учеников, и для учителей.
Интерьеры эстетичны, в них много элементов живой природы. На стенах принято вывешивать рисунки детей — чтобы показать достижения каждого. В классах — стеклянные стены или застекленные двери, то есть во время уроков видно— что происходит в каждом помещении.
Мебель очень легкая, прочная, удобная, мобильная, ее можно быстро переставить в любом порядке, полы с подогревом. В школьной рекреации можно увидеть ксерокс — для детей.
Уроки длятся 45 минут, каждая перемена проходит в движении, желательно — с прогулкой на свежем воздухе. Возле каждого класса — стол с чайником, кружками, чтобы ребята могли перекусить на переменах.
Питание во всех образовательных учреждениях — бесплатное. В столовых — шведский стол — можно самому брать сколько надо. После обеда школьники сами убирают за собой — раздельно выкидывают остатки еды, закладывают посуду в моечную машину.
В столовой — «шведский стол» и полное самообслуживание (Фото из архива участников поездки)
Играют на инструментах, читают, трудятся
На уроках музыки дети не только поют, но и играют на музыкальных инструментах — в классе музыки есть их полный набор.
Финляндия — читающая страна, интерес к книге поддерживают, детей награждают за успехи в чтении (в том числе — и экскурсионными поездками).
И для девочек, и для мальчиков очень важный элемент обучения — труд, они шьют, ткут, плотничают. После окончания 9-го класса ученик имеет 4 специальности, по которым может работать.
10-й класс — не для каждого
В старшую школу — конкурс. Для поступления в 10-й класс нужно набрать определенное количество баллов, проходит рейтинг документов. Если баллов не хватает, то выпускник 9 класса может пойти в профтехучилище (кстати, рабочие специальности хорошо оплачиваются и престижны). Профессиональное училище в Котке имеет годовой бюджет — 30 миллионов евро. Среди 3 тысяч учащихся не только подростки, но и взрослые, которые получают новую специальность.
Если все-таки хочется в 10-й класс, то можно повторить год обучения в специальном дополнительном классе. После окончания старшей ступени средней школы можно получить высшее образование (бесплатно): в университете (где готовят научных работников) или в вузе (по техническим специальностям).
Про учителей
Удобно в школе и педагогам. Учительская по-домашнему уютна, в ней есть кухонный уголок, рабочие места учителей оборудованы компьютерами.
Среди педагогов примерно поровну женщин и мужчин. Зарплата начинающих педагогов в Финляндии — 2400 евро в месяц. Учитель может работать полный день (36 рабочих часов — 18 уроков плюс работа с детьми и подготовка к своим урокам — в школе ежедневно до 15-16 часов) или неполный — только уроки (тогда заработок существенно ниже). Интересно, что среди учителей в этих странах немало наших соотечественников.
Нашим директорам было чему позавидовать — у ректоров финских и шведских школ одна главная работа — образование детей, а все хозяйственные обязанности (ремонты и прочее) — забота муниципалитета.
Есть чему поучиться и есть чем гордиться
Наши дошкольные учреждения — это просто жемчужины по сравнению с их детсадами,— утверждают участники поездки. Что касается школ, то с одной стороны, нам есть чему у них поучиться, но с другой — по уровню знаний наши школьники обгоняют финских сверстников.
Целью поездки было — изучить опыт. У нашей образовательной системы — большой потенциал,— уверены сосновоборские педагоги.