(Фото Юрия Шестернина)
1973 год стал и навсегда останется одним из самых памятных в моей биографии. Думаю, не ошибусь, если скажу, что таким же этот год поныне остается для тысяч сосновоборцев.
В апреле поселок Сосновый Бор получил статус города, а в декабре был подписан акт о сдаче первого энергоблока Ленинградской АЭС в эксплуатацию.
Согласитесь, что есть что-то символическое, что эти два события, столь знаменательные для нашего города, произошли в один и тот же год.
Пуск первого энергоблока подвел итог большой напряженной работе, которая началась задолго до принятия 21 сентября 1966 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве ЛАЭС.
Довелось слышать, что теперь энергоблоки атомных станций будут сдаваться «под ключ». Другими словами, пока строители и монтажники не завершат сооружение энергоблока, его порог не переступят эксплуатационники. Не знаю, как другие, но я был и остаюсь сторонником иных методов работы. Их основы были заложены при сооружении промышленных реакторов на Урале и в Сибири и успешно использовались при возведении первого и последующих энергоблоков ЛАЭС.
Представители станции работали бок о бок со строителями и монтажниками практически с начала возведения первого энергоблока. Они осуществляли техническое руководство и контроль за качеством выполняемых работ. Любые изменения проекта оформлялись только после их согласования с представителями эксплуатации и проектных организаций.
Работники станции побывали практически на всех предприятиях Союза, где изготовлялось оборудование для ЛАЭС, в том числе и в Харькове, у создателей турбины невиданной до этого мощности — 500 тысяч киловатт.
Как потом подсчитали, не было ни одной из 120 систем энергоблока, которые эксплуатационникам не пришлось бы корректировать на стадиях проектирования, изготовления, строительства и монтажа. И эти усилия дали свой результат.
Я был назначен главным инженером ЛАЭС в 1971 году. Строительство первого энергоблока уже шло. Но, конечно, самым напряженным стал завершающий этап.
Работали, не считаясь со временем, зачастую прихватывая выходные. Работали в таком ритме все — от рядового бетонщика до начальства стройки и дирекции ЛАЭС, не считая это чем-то особенным и не требуя каких-то дополнительных благ.
Хотелось бы назвать поименно всех, с кем довелось работать плечом к плечу в тот жаркий, в прямом и переносном смыслах, 1973 год, эксплуатационников, строителей, монтажников, представителей министерства, научных и проектных институтов. Но перечислить всех невозможно, а выделять отдельные фамилии считаю некорректным — ведь первый энергоблок стал нашим общим, доставившим множество хлопот, но, несмотря на это, любимым детищем.
И когда 21 декабря 1973 года в 10 часов 20 минут генератор № 2 синхронизировали с системой Ленэнерго, а затем, после 72 часов его работы, государственная комиссия подписала акт о сдаче энергоблока в эксплуатацию, это стало нашим общим праздником.
Потом сдавались в эксплуатацию еще три блока, но именно сдача первого блока в 1973 году осталась событием по особому памятным. Ведь он был первым. И этим все сказано.
А. Еперин, главный инженер ЛАЭС в 1971-1983 годах, директор с 1983 по 1996 год