Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

А если без билетика?

Бесплатный общественный транспорт — не утопия

06.06.2013  -  00:00

Общественный транспорт в Сосновом Бору — это такси. Так привычно и невесело шутят жители нашего города. На автобусах, что ходят по расписанию — редкому и неудобному, ездят в основном пожилые люди. Пешком им ходить тяжело, а такси каждый день вызывать накладно. Молодежь (как показывают опросы «Маяка») чаще всего ничего не знает о маршрутах городских автобусов и их расписании.

Поэтому автобусы часто ходят полупустыми. Пытаясь покрыть убытки от социальных перевозок, АТП регулярно повышает цены на проезд, но толку от этого особенного нет. Потому что льготникам все равно, сколько стоит билет. А количество платных пассажиров от этого не увеличивается, а, наоборот, только уменьшается. Оказывается, решить проблему можно парадоксальным способом — сделать проезд бесплатным для населения.
Выгода. И жителям, и городу.

В 1997 году к такому выводу пришли власти бельгийского города Хассельт с населением как и в нашем Сосновом Бору — около 70 тысяч человек. Местные власти затеяли реконструкцию дорог вокруг города, а автовладельцы возмутились, что проехать по городу стало невозможно. И тогда мэрия решила сделать транспорт на год бесплатным. А через год идея понравилась всем, и потому эксперимент продлевают уже 16-й год подряд.
Оказалось, бесплатный общественный транспорт приносит городу существенную экономическую выгоду. Число пассажиров увеличилось почти в десять раз. А это значит, что на улицах существенно сократилось число автомобилей, которые загрязняют воздух и разбивают дорожное покрытие. Увеличился товарооборот в городских торговых точках — люди стали больше передвигаться и посещать магазины, а значит, появились и новые рабочие места — городская казна стала получать больше налоговых поступлений.
С тех пор инициативу Хассельта поддержали более двадцати городов Европы и Америки, и все убедились в выгоде бесплатного общественного транспорта. С 1 января 2013 года к ним присоединилась столица Эстонии Таллин. Здесь решили таким образом разгрузить центр города, используя не негативный стимул (платный въезд), а позитивный (бесплатный проезд), и улучшить экологическую обстановку. И даже бывшие убежденные противники инициативы нового мэра не пожалели о нововведении.

Транспорт. Чем дороже, тем убыточнее

«Где деньги, Зин?» Это о финансовой стороне вопроса. В Таллине бесплатный проезд покрывают увеличившиеся налоговые поступления в местную казну. Дело в том, что для получения права ездить без билета в городе прописываются те, кто фактически живет здесь, но прописан в другом месте. Они платят налоги, городской бюджет растет. В Хассельте же и до введения бесплатного общественного транспорта 75 процентов транспортных расходов покрывал региональный бюджет, а 25 процентов — продажа билетов. Сейчас эти 25 процентов дотирует также увеличившийся местный бюджет.
У нас же есть проблема. Убытки по дотационным практически во всех регионах нашей страны (и других странах) социальным перевозкам предложено покрывать самому АТП за счет коммерческой деятельности. Вот оно и занимается чем угодно (коммерческими перевозками, автозаправкой), только не развитием городского общественного транспорта с каждым годом все более разрастающегося города. Получая внимание по остаточному принципу, он в Сосновом Бору остается на уровне конца прошлого века.
Муниципальное «Автотранспортное предприятие», как пояснил «Маяку» его директор Валерий Макаренков, уже несколько лет не получает дотаций на покрытие убытков по муниципальным перевозкам из местного бюджета. Только в прошлом году сумма убытков составила более 10 миллионов рублей.
Возможно, администрация согласится финансово помочь АТП, как не так давно помогла другому муниципальному предприятию — «Комфорту». И почему бы тогда не просчитать, во сколько обошлось финансирование бесплатного проезда жителям, с учетом того, что за льготников все равно платит региональный бюджет? Однако сам Валерий Петрович скептически отнесся к такой идее. Непривычно как-то. Хотя АТП сразу бы смог почувствовать экономию — в бесплатных автобусах не нужны кондукторы.

Дороги можно постоянно ремонтировать, но лучше — беречь

Тем временем горожане выбирают личный автотранспорт и такси, отчего буквально задыхается не приспособленная на такое количество машин городская инфраструктура. Катастрофически не хватает парковок во дворах, ведь люди предпочитают ставить свои авто рядом с домами, потому что пользуются ими каждый день. На ремонт дорог выделяются каждый год огромные средства, и дороги вроде бы каждый год ремонтируют, но почему-то они от этого лучше не становятся. Или подрядчики экономят на материалах, или сколько покрытие ни ремонтируй, оно не выдерживает такого потока транспорта. А если эти деньги потратить на бесплатный проезд в общественных автобусах? Понятно, что большая часть средств поступает из областного бюджета, но перераспределение можно обосновать. Было бы желание.
Про экологический ущерб от автомобильных выхлопов, который трудно измерить в деньгах, уже и не приходится говорить. То есть выгода от введения бесплатного общественного транспорта налицо. Осталось немногое — найти смелость пойти по парадоксальному пути.

Чужой опыт
За два года использование общественного транспорта в бельгийском Хассельте выросло на 800 процентов, а к настоящему времени — более чем в десять раз. Если в 1996 году общественным транспортом пользовалось 360 тысяч человек в год, то сейчас — почти 4 миллиона. Для города, население которого составляет 70 тысяч, это существенная цифра.

Кстати
Для Соснового Бора идея бесплатного проезда не нова. В промзону по заказу крупных предприятий таким образом перевозят сменный персонал. Почему бы не пойти дальше? Тем более что «Рос­атом» готов ежегодно выделять средства на развитие города–спутника ЛАЭС.



  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика