Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

«Борясь и побеждая...»

16.07.2012  -  00:00

Впервые о городе Сосновый Бор я узнал еще в 60-х годах прошлого века, когда проходил воинскую службу на Тихоокеанском флоте.В 1969 году я приехал в Питер и поступил в Военно-Морскую академию. Побывал в Сосновом Бору (тогда это был еще не город, а поселок, в котором лес расступался, и перед тобой возникал «широкоэкранный кинотеатр», а на «полянах» — высотные дома). «Вот бы где служить»,— подумалось тогда, потому как знал, что здесь создается учебный центр ВМФ. Но увы — не было «мохнатой лапы», и по окончании академии поехал обратно на ТОФ, на Камчатку. С мечтой — обязательно вернуться сюда.


Демобилизовавшись в конце 1980-го, сразу же приехал с семьей в Сосновый Бор, который к этому времени стал уже городом. Обосноваться здесь помогли друзья — город был закрытым. Чтобы быстрее получить жилье, год на общественных началах (то есть без зарплаты) проработал в горисполкоме и получил квартиру. Вопрос — где работать?— к тому времени не стоял. Конечно же, в НИТИ, так как эта работа была ближе всего к тому, чем я занимался во время службы в ВМФ, и здесь работало много друзей и знакомых еще по Дальнему Востоку.
    Я обратился к главному инженеру Э. Брянских, с которым мы вместе в 1961 году сидели за пультом ядерной энергетической установки атомной подводной лодки во время сдачи ее флоту после постройки — сдаточная команда формировалась из представителей завода и экипажа пополам, а Э. Брянских был оператором-наставником судостроительного завода. Я мало встречал таких эрудированных и грамотных инженеров.
Эрик Сергеевич познакомил меня с В. Георге — вот тебе начальник, создается новая установка, будешь там работать под его началом.
Начинался 1983-й год. Наш небольшой коллектив — В. Сухов, А. Гуськов, В. Хотулев, Я. Савченко, А. Гукасов и я — работали в небольшом кабинете В. Георге, впрочем, все мы числились за различными службами КЭЭР, и официально такое подразделение, как ЭЭР-3, еще не существовало.
На стене кабинета нашего начальника висел сетевой график строительства здания для установки. Красный завершающий флажок стоял на декабре 1985 года.
Из окна коридора был виден огромный котлован с бетонной плитой  — фундаментом будущего здания 103, и можно было видеть, как понемногу оно вырастало: сначала по ту сторону забора, а потом и по эту — вместе со всеми вагончиками строителей. Мне было поручено заниматься вопросами строительства здания и всех его систем, и поначалу было трудно отвыкать от машиностроительных чертежей и привыкать к строительным.
А флажок на сетевом графике строительства отъезжал все дальше и дальше по временной оси. Забегая вперед, скажу, что он (флажок) остановился на декабре 1995 года — ровно на 10 лет позже. Причин этому — множество, но это вопрос отдельный.
Приходилось много общаться со строителями и монтажниками. Один раз в неделю «оперативки» проводил лично начальник СУС Н. Бабенко.
А наше здание продолжало расти, приехали монтажные установки, появились первые системы жизнеобеспечения здания. Был построен блок Г здания 103, и мы перебрались в него — так был образован ЭЭР-3, и, естественно, стал численно расти и его персонал.
В блоке Г мы уже расселились по специальностям, у нас — механиков — появился отдельный кабинет. В нашу «семью» влились И. Ковалев — тоже, как и я, демобилизованный с флота механик АПЛ, ставший потом у нас хозяином турбинного отсека и воспитавший плеяду высокопрофессиональных турбинистов; А. Мудрецов, занимавшийся всеми вопросами здания и его систем; А. Розенберг, ставший нашим непосредственным начальником; Н. Арбузов стал заниматься конкретными вопросами создания ЯЭУ; Н. Федоров — один из первопроходцев атомного подводного флота. Костяк коллектива сохранился и сейчас, в него влились потом И. Иванов и Н. Хрущев, которые не только «не испортили песню», но и внесли молодую энергию и задор, быстро стали высококвалифицированными инженерами, самостоятельно решая сложные задачи.
И весь наш коллектив ЭЭР-3, ведомый В. Георге — блестящим инженером — вместе со строителями и монтажниками стал приближать дату пуска установки, решая по пути массу проблем— как обогреть здание, оборудованное ленточным остеклением, как оборудовать душевые, когда еще не сданы системы пара и канализации и т.д.
У нас появились первые рабочие-механики  Е. Аганин и А. Налимов — наши палочки-выручалочки, именно с их помощью решалось много вопросов.
Пришлось писать много технических решений для корректировки проекта: с целью совершенствования систем и экономии средств. И, наконец, в декабре 1995 года состоялся долгожданный пуск.
Пролетело время — и вот уже отработана первая кампания. По ходу ее тоже возникало много проблем. Особенно донимали нас многочисленные свищи на трубопроводах системы промводоснабжения. Пришлось также решать вопрос обеспечения дистиллятом. Проблема была решена благодаря представителю ОХТИ Б. Гусеву, предложившему проект обратноосмотической установки, первой в НИТИ, которая до сих пор снабжает и нас, и весь КЭЭР дистиллятом.
Вот так, «борясь и побеждая», отработали первую кампанию.
В январе 2013-го будет 30 лет моей работы в институте — это больше, чем я отдал флоту (28). В НИТИ работала моя жена, дочка, по сей день работает зять и, закончив в июне питерский ГУАП, мечтает работать внук.

И. Михалевский, ведущий инженер группы механиков

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика