Наступил новый год, и правительство РФ еще на целый год продлило срок реализации положений Жилищного кодекса. Потому что жилищная реформа буксует по всей стране и буксует не случайно. Не удовлетворяет наше население суть этого самого кодекса своим ужесточением финансового бремени.
«Чуждая реформа»
Взять хотя бы вопрос о проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов за счет денежных средств собственников жилья. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что подавляющему большинству собственников вынести бремя такой денежной нагрузки не по силам. Власти предлагают населению пользоваться для этих целей банковским кредитом. Но чем потом кредиты погашать при наших, в основном тощих, семейных кошельках? Беда еще и в том, что федеральные законы, относящиеся непосредственно к жизнеобеспечению населения, не имеют прямого действия. Поэтому чиновники нижестоящих структур получают широкую возможность издавать подзаконные акты, положения и постановления не в пользу собственников жилья. Теперь вот встал вопрос о межевании придомовых территорий. И здесь приходится только удивляться изощренности нашей городской администрации. Председатель комитета по градостроительству и землепользованию В. Соколов поясняет, что «
межевание призвано разграничить городские территории на земельные участки под существующими зданиями и территориями общего пользования» («Маяк» от 23.09.2006 г.). Из этого, казалось бы, вытекает, что жильцов многоквартирных домов обяжут платить только за землю под их домами. Ан нет! Дальше В. Соколов относит к принадлежности жилых домов еще и придомовую территорию. Что ж, при диких нынешних порядках можно было бы согласиться на оплату жильцами земли под окнами домов (с газонами и кустарниками) до линии проездов. Но сами придомовые проезды и земли за ними однозначно являются территорией общего пользования. Однако вспомним слова других наших чиновников: председатель комитета по управлению жилкомхозяйством С. Абрамов недавно в извинительном тоне объяснял горожанам, что в 2006 году отремонтировать придомовые подъезды «не успели», а В. Воробьев, первый заместитель главы администрации, тут же безапелляционно добавил, что в следующем, то есть 2007 году, это будет сделано за счет средств собственников многоквартирных домов. Напрашивается предположение, что потому-то и «не успели» отремонтировать проезды. Но это вопиющая несправедливость. Городская администрация еще намерена переложить и бремя содержания придомовых проездов на плечи собственников многоквартирных домов. Кстати, это явилось бы перекрестным финансированием, поскольку сейчас все автовладельцы платят транспортный налог, который предназначен в том числе и для благоустройства любых дорог, включая внутригородские. А по части оплаты земли под домами получится настоящая неразбериха. Скажем, в домах по улице Ленинградской №№ 20—26 на первых этажах размещаются: филиал Сбербанка, ведомственная гостиница, парикмахерская, фотография, ЦТО по ремонту компьютерной техники, книжный магазин и паспортно-бухгалтерский центр. Кто будет со всеми этими структурами строить договорные и налоговые взаимоотношения по итогам межевания? Хочется надеяться, что власть избавит от указанных забот будущие товарищества собственников жилья (ТСЖ). Между тем, пока нет ТСЖ, городской власти не с кем заключать договоры о межевании территории, а значит, не следует опережать события. Проводимые же на эту тему общественные слушания являются всего лишь дискуссиями. Да и сами ТСЖ не случайно не создаются, потому что жилищная реформа в рамках нынешнего Жилищного кодекса выглядит, по мнению населения, чуждой и является для него фактором принуждения.
В. Ярош