Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Давайте думать вместе

С такой позицией выступили перед общественностью представители Росатома по поводу строительства ПЗРО

30.09.2013  -  00:00

«Никто не построит ПЗРО, если общественное мнение будет против, но что вы сделаете с вашими радиоактивными отходами? Другой регион не захочет принимать их, так же как вы не хотите принимать чужие»,— несколько раз повторили представители Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО) на встрече с депутатами, которая состоялась в здании администрации 24 сентября.

Давайте думать вместе
Давайте думать вместе

Старые вопросы — новым лицам
Главным гостем на встрече стал главный геолог Росатома Сергей Спешилов. Также со стороны Росатома участвовали руководитель центра по связям с общественностью, СМИ и международными общественными организациями НО РАО Никита Медянцев и политтехнолог, президент фонда «Российский общественно-политический центр» Алексей Трубецкой.
Представители гос­кор­порации объяснили встречу тем, что хотят узнать, как общественность относится к планам по строительству ПЗРО, какие вопросы возникают у населения, чтобы подготовиться к общественным слушаниям по оценке воздействия на окружающую среду, которые изначально должны были состояться в прошлом году, но впоследствии были отложены. Специалисты подчеркнули, что это только первая встреча из серии, на следующих они также собираются отвечать на любые возникающие вопросы.
Основные вопросы уже много раз звучали. Кто может гарантировать, что в Сосновый Бор не привезут отходы из других регионов? Как общественность сможет это проконтролировать? Как соотносится идея строительства ПЗРО с действующим законодательством, прибрежной полосой и высокой плотностью населения? Почему, если планируется построить 30 таких могильников, первый из них должен быть у нас?

Удачное место
«Пункт окончательной изоляции должен послужить снижению окончательной радиационной нагрузки на жителей Соснового Бора и окружающую среду»,— с этих слов начал выступление Никита Медянцев.
Сергей Спешилов добавил, что выступает с позиции эколога, который борется за охрану окружающей среды не запретительными методами, а практическими решениями конкретных вопросов. По его мнению, Сосновому Бору повезло, что он находится в регионе, где есть отложения глин — хорошего изолирующего материала, и радионуклиды, даже если и попадут в почву, проделают путь не более нескольких метров.
Район не является сейсмоопасным — центры толчков, которые здесь можно почувствовать, удалены. Кроме того, при погружении под землёй толчки снижаются: максимальные для нашего региона пять баллов на поверхности окажутся четырьмя на глубине 50–100 метров. Трещеноватость глин, о которой говорили ранее, не означает, что она непригодна для могильника — трещины могут быть небольшими и неопасными.

Транспортные издержки
Росатом считает нецелесообразным перевозить отходы с места на место: во-первых, для этого понадобится инфраструктура, во-вторых, транспортировка увеличит риск загрязнения, в-третьих, для этой работы нужны квалифицированные кадры, наконец, любой регион, как сейчас Сосновый Бор, будет противиться появлению такого объекта на своей территории. «Национальный оператор готовится к реализации инвестиционной программы, по которой мы планируем построить около 30 подобных объектов. Мы изучаем геологическую ситуацию и стараемся приблизить эти объекты к местам образования отходов»,— пояснил Никита Медянцев.

О гарантиях
«Я считаю, что нам не надо сегодня строить эти могильники — лет на 10–12 хранилищ, которые есть сейчас, хватит, а дальше пусть думают наши дети»,— высказала свою позицию депутат Тамара Маврина. Действительно, в 2011 году было построено новое временное хранилище для радиоактивных отходов, тогда директор «РосРАО» Александр Игнатов сообщил, что хранилища должно хватить на 10–15 лет (подробнее — «Маяк» от 18 мая 2011 года в статье «Нового хранилища хватит на 15 лет. Что дальше?»).
Алексей Трубецкой в ответ на это заявил, что «у коллеги принципиальная позиция — пусть дети решают, и мы её понимаем, хотя с точки зрения нравственности перекладывать на плечи детей — это как-то... Мы пришли понять ваши изначальные позиции. Дальше — давайте объяснять друг другу свои мнения и пытаться их понять. Ваши связаны в основном с завозом отходов, с тем, что это вами не контролируется. Давайте вместе думать над этим. Мы только „за“».
Если были бы гарантии того, что в Сосновом Бору будут только отходы Ленинградской области и Санкт-Петербурга, уверен депутат Геннадий Алмазов, жители города согласились бы на строительство хранилища: «Все прекрасно понимают: хранить вот это всё на поверхности — это, можно сказать, халатность. Отходы надо убирать и прятать, ради тех же детей».

Ольга Домашенко

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика