Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
— Почему, по-вашему, именно защита ментального здоровья детей должна быть тем, что обязательно должны делать взрослые?
— Потому что ментальное здоровье определяет и все остальное. Есть фраза Сократа: «Здоровье — это еще не все, но без здоровья все ничто». Здесь тоже самое, просто прибавить слово «ментальное». Если ребенок находится в депрессии, то страдает и физическое здоровье, и мышление, и успеваемость. Борьба с последствиями тут не поможет.
— Откуда вообще берется детская депрессия?
— Слово «депрессия» происходит от «депримо» — «давить»: когда у человека нет возможности отреагировать на свои чувства, выразить их. Эмоции — это энергия, и он эту энергию не направляет в среду, а оставляет внутри себя. Это происходит с ребенком, например, если в семье в принципе не принято выражать чувства: позволять себе гнев, обиду, выражать несогласие или даже громко радоваться. Ребенок учится у родителей оставлять все внутри себя — ведь они же лучше знают, это же родители.
— Можно ли депрессию перепутать с каким-то другим состоянием?
— Хороший вопрос. Депрессию можно перепутать с кризисом подросткового возраста. У подростков такая перестройка физическая идет! Так же и психическая идентичность меняется. Ребенок понимает: у него появилось больше возможностей, но и спрос с него другой, и отношение к нему изменилось. Принять это тоже требует сил.
— Какой все же ключевой момент, который помогает отличить кризис от депрессии?
— Можно отличить, например, задав ребенку вопрос: «Видишь ли ты свое будущее и как?» Если он в кризисе, то он начнет размышлять, мечтать, фантазировать. Он может сказать: «Я хочу...» — и это будет свидетельствовать о том, что у него есть надежда, что характерно для кризиса.
Если у ребенка депрессия, он скажет: «Я никак не вижу» или начнет говорить об этом с тоской, унынием, безнадежностью. Депрессия — это, как правило, состояние, связанное с потерей надежды, даже не только на лучшее, а вообще на что-либо. Человек как будто смотрит на все через линзу — серую и искривленную. Его восприятие мира и себя не совсем реалистичное.
— Могут ли дети сами обращаться к психологу или есть какой-то формальный момент информирования родителей об этом?
— Конечно, этот момент необходим. Если ребенок не достиг еще 18 лет, даже если он пришел сам, нужно согласие родителей. Иногда, если родитель совсем не готов сам включаться в терапию, то прошу хотя бы просто в СМС написать о согласии. Этого достаточно, чтобы начать работать.
— Родители, бывает, довольно резко реагируют на перемены, ругают «мозгоправов» и вымещают обиду и агрессию на ребенке. Как в таких случаях вообще справляться?
— Да, к сожалению, это действительно имеет место. Очень печально, но и закономерно, потому что часто детская депрессия в том числе является следствием того, что в семье происходит. Родитель может быть таким «двойным игроком»: он может отправлять ребенка на терапию и одновременно ее саботировать. Потому что стыдно — ребенок же начинает многое рассказывать, и начинают выпадать скелеты из шкафов. И сам ребенок в терапии становится немного другим, он начинает устоявшуюся семейную систему немного расшатывать. И не все родители этому сильно радуются. Я стараюсь работать со всей семейной системой, выстроить альянс, чтобы родитель не чувствовал, что все за его спиной происходит.
— Что самое лучшее родитель может сделать для ребенка с депрессией? — Присутствовать. Что-то активно «делать» с ребенком — не самое удачное решение. А вот видеть его, не пытаться его менять, позволять ему быть в разных чувствах, проживать их — это все про присутствие. Ребенку очень важно быть увиденным таким, какой он есть. Он опирается на это, формируется как личность, начинает больше чувствовать и понимать. Но чтобы у родителей это получалось, им важно заботиться и о себе тоже и разбираться со своими внутренними процессами.
— Обращаться за психологической помощью в любом возрасте — это сила или слабость?
— Это, конечно, сила. Те, кто говорит, мол, я сам и мне никто не нужен, именно по-детски поступают. Вспомним трехлеток: «Я сам!» Когда человек идет за помощью, он делает взрослую вещь: признает свои ограничения. Это как раз про зрелость, про встречу с реальностью и избавление от иллюзий всемогущества.