Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Дню ВМФ России посвящается. Проект «Острова Балтийской славы» — мужское занятие для тех, кто служил в морских глубинах и готов испытывать себя

27.07.2025  -  18:57

Участники историко-патриотического клуба «Острова Балтийской славы» мечтают об очередном морском походе, на остров Малый Тютерс, но состоится ли он — вопрос. Малые острова Финского залива, в том числе Гогланд, Сескар, Мощный, Соммерс, Нерва, Малый и Большой Тютерс и другие, и прежде условно доступные, в наши дни вновь закрывают для посещений.

Дню ВМФ России посвящается. Проект «Острова Балтийской славы» — мужское занятие для тех, кто служил в морских глубинах и готов испытывать себя
Дню ВМФ России посвящается. Проект «Острова Балтийской славы» — мужское занятие для тех, кто служил в морских глубинах и готов испытывать себя

Финский залив отделяет от акватории Балтийского моря узкое горлышко, и небольшие острова — стратегически важные точки на пути к Петербургу. Несколько раз они переходили из рук в руки: то шведские, то финские, то в составе Российской империи. После революции отошли к Финляндии, а после советско-финской войны — к СССР.

В годы Великой Отечественной войны с островами связана история Таллинского перехода, морские десанты, победы и поражения. Места отваги, гибели и упокоения сотен людей хранят свое прошлое в безмолвии. В 1975 году с островов вывезли часть останков советских воинов и захоронили на мемориалах в Устье и в Мартышкино. Вплоть до распада страны на ряде островов стояли гарнизоны, а сегодня там живут лишь смотрители маяков.

Чтобы память не зарастала травой

Полковник в отставке Александр Константинович Кириленко (на фото второй слева), первый председатель Общественной палаты Соснового Бора, и его товарищи еще в начале века, рыбача на островах, увидели заброшенные могилы, старые обелиски. Кириленко в 2012 году и пришла мысль создать клуб, чтобы сберегать память о моряках, воинах и гражданских, боровшихся здесь в годы войны. Костяком общественной организации стали сам Кириленко, его сын Дмитрий, Николай Кашин, Александр Шакиров, Андрей Демченко, Дмитрий Пуляевский, Николай Арискин, Владимир Зазерин. Проект поддержало Русское географическое общество. С самого начала в нем участвовал военный историк Игорь Григорьевич Алепко.


С годами инициатива увлекла многих, в том числе Петра Уварова (на фото слева). Он рассказывает:

— Сегодня клуб носит имя Александра Константиновича. Мы ходим на острова дважды в год благодаря помощи руководства «ТИТАН-2» и ЛАЭС. Корабль, изготовление памятников, оснащение экспедиции, — все благодаря им. На всех островах, где были, памятники стоят. Красим, поправляем, благоустраиваем, чтобы память не зарастала травой. Идем до точки до 6-7 часов, порой качка, дождь, гроза. Из-за штормов застревали на острове, однажды сутки жили без воды. Лично для меня, помимо того, что мы делаем благородное дело, это испытание, преодоление трудностей, проверка себя, то есть нормальное мужское занятие, плюс романтика. Это частичка того, чем привлекает парней морская службу. У нас в клубе, кстати, два капитана в отставке — подводники Александр Нургаянович Шакиров и Игорь Игоревич Горелов.

Два капитана

Александр Шакиров — ветеран клуба и его и председатель. Родился вдали от моря, в Удмуртии, но почему-то с юности выбирал в друзья парней, служивших во флоте. После училища служил на Тихоокеанском флоте на атомных подлодках проекта «Барс» на Камчатке, был командиром боевой части связи. Закончив морскую службу, служил в УЦ ВМФ в Сосновом Бору, капитан 1 ранга. В клубе он с первых дней. О своей службе на подлодке он вспоминает так:

— 200 суток мы в походе, это одна судьба на всех. Ты готов ко всему. Бывают ведь ситуации, когда люди из отсека не могут выйти и знают, что не выйдут, спасая лодку и товарищей. Мы молодые были, страха не испытывали, но бывало, опускались на предельные глубины, сидели по отсекам, пока наши мудрые командиры спасали лодку и нас… А проект «Островов.» мне сразу пришелся по душе — нельзя, чтобы могилы погибших в военное время были неухоженными.

На фото: члены клуба «Острова Балтийской славы» устанавливают памятную доску на острове Сескар. / Фото: Юрий Шестернин


В экспедициях на острова Шакиров создает настроение команде. Он не разлучается с баяном, исполняет берущие за души морские песни, причем очень профессионально. Недаром он руководит двумя вокальными коллективами при ГКЦ «Арт-Карусель». Александр Нургаянович избирался депутатом, является директором благотворительного фонда «Флотский», который ратовал за установку памятника морякам-подводникам перед УЦ. На нем предлагалось выбить слова, приписываемые Магомеду Гаджиеву: «Нигде нет такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все побеждают, либо все погибают». Подводники подписались бы под каждым словом.

— Подлодка — это машина, в которой сосредоточено более 100 человек, жизнь каждого зависит от соседа, — развивает тему Игорь Горелов. — Все заинтересованы друг в друге и стараются друг друга постоянно обучать, невзирая на приязнь или неприязнь, чтобы ни один не подвел. Вместе с тем неформальные отношения в походе между людьми более человечные. О каждом известно все — его привычки, темперамент, как кто храпит и чем чистит зубы… Это особый коллектив.

Он ленинградец, выпускник Военно-морское училища подводного плавания и ВМА им. Н. Г. Кузнецова, Служил на атомных подлодках Северного флота, был первым командиром «Северодвинска», головного атомного подводного крейсера «К-560». Работал начальником факультета в ВМА замначальника УЦ ВМФ в Сосновом Бору. Председатель Общественной Палаты Соснового Бора, руководитель приемной губернатора в городе.

— Проект «Острова Балтийской славы» близок мне лично как потомственному кадровому морскому офицеру в третьем поколении, а сын — уже в четвертом. Мой отец погиб в Атлантике на боевой службе в 1988 году, когда мне было 11 лет. Мой дед защищал Ленинград на Ленинградском и Волховском фронтах.

Игорь Игоревич знаток истории. Он рассказывал, как осенью 1941 году с островов начали эвакуировать гарнизоны и артиллерию, то есть фактически оголили их. Оборонять острова было сложно: опасность мин, доступность зимой по льду, трудно снабжать продовольствием и боеприпасами. И времени на создание неприступных крепостей в море не было, ведь они совсем недавно стали нашими. Однако тот, кто владел островами, контролировал судоходный фарватер, поэтому за них так отчаянно сражались.

***

Из своих экспедиций участники клуба привозят фотографии, видеофильмы, в музее была выставка об островах и клубе. С первых лет энтузиасты мечтали организовать туристический маршрут по островам, возить в походы школьников. А как же иначе, Сосновый Бор — морской город… Такие путешествия оставили бы сильные впечатления. Остается только мечтать о том, что когда-нибудь их мечта сбудется. А пока клуб сберегает историю для потомков. И это мужское занятие вдохновляет и объединяет его участников.


  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности