Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Дорожная история

Научный сотрудник раскрыл часть тайн старой Петергофской дороги

Наталья Козарезова
14.12.2015  -  00:00

Эта дорога — настоящая история, которую мы читаем каждый раз, проезжая от Фонтанки по Старо-Петергофскому проспекту и проспекту Стачек и дальше, вдоль залива до Лебяжья. Свой вариант ее рассказал посетителям книжной гостиной городской библиотеки научный сотрудник государственного музея-заповедника «Петергоф» Андрей Терентьев. Прошедшая в стенах биб­лиотеки лекция называлась «Сюжеты из истории Петергофской дороги».

Дорожная история
Дорожная история


Ее строительство началось летом 1710 года. Идею возведения загородных резиденций на берегу залива, по мнению лектора, Петр Первый подсмотрел в Голландии, где вдоль реки Рехт и сейчас можно видеть обращенные к воде фасады старинных усадеб. Рядом с новой столицей поместья появлялись не хаотично, а согласно строгому плану. Территория от тогдашней границы города (реки Фонтанки) до нынешнего поселка Лебяжье была нарезана на равные участки, часть из которых досталась царю и его приближенным, а остальные, вплоть до конца 1714 года раздавались желающим с непременным условием строительства усадеб, обращенных фасадами к дороге. Поэтому в скором времени со старой Петергофской дороги открылся прекрасный вид на дворцы, резиденции и парковые ансамбли.
Задумано это было не случайно. Прибывавшие в Санкт-Петербург корабли большей частью приставали в Кронштадте, и путешественники въезжали в столицу по роскошному тракту.
Существенное число участков отошло под царские резиденции — в Петергофе и Стрельне. В районе реки Лиги (нынешнее Лигово) задумывалась еще одна. Но строительство так и не началось. Ближайший к нам обширный участок располагался на берегу реки Лебяжьей в Лебяжьей мызе и принадлежал сподвижнику Петра графу Шереметьеву.
В 1739 году на Петергофской дороге были поставлены верстовые столбы — шестиметровые, черного цвета. До нашего времени они, к сожалению, не сохранились. Зато осталось четыре подлинных верстовых столба екатерининских времен. Они, как сообщил историк, были сделаны по проекту архитектора Виллен де Ламота и стоили по 900 рублей каждый. Первый (у Старо-Калинкина моста на Фонтанке) и последний (в Петергофе) оборудованы солнечными часами.
Три года назад петергофский столб вернулся на историческое место после реставрации. На нем можно увидеть цифры «6» и «29». Первая показывает расстояние от старой границы города, а вторая — число верст от первого почтового двора (район Мраморного дворца). Исторические столбы можно увидеть у Троице-Сергиевой пустыни и на пересечении проспекта Стачек и улицы Трефолева.
За полтора часа лекции удалось охватить лишь отдельные фрагменты истории. К счастью, Андрей Терентьев не в первый и, надеемся, не в последний раз наведался в нашу «Книжную гостиную».

Наталья Козарезова

 

Здание вокзала в Петергофе. Дореволюционное фото

Яндекс.Метрика