Досье на должников
Сбербанк хочет получить информацию о горожанах, имеющих задолженность по квартирной плате
Сомнительное предложение — предоставить информацию о горожанах, имеющих задолженность по квартирной плате,— получили городские депутаты от управляющей городским филиалом Сбербанка Натальи Ковалевой.
Руководство банка аргументировало свою несколько странную просьбу желанием ограничить финансовый риск при выдаче кредитов населению. Мол, те, кто не платит вовремя за жилищно-коммунальные услуги, вполне могут не погасить взятый кредит.
На вопрос председателя комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Сергея Абрамова: почему бы не попросить у самого потенциального заемщика справку из Паспортно-бухгалтерского центра, Наталья Николаевна ответила, что банк не хочет доставлять людям хлопоты, заставляя собирать дополнительные документы. Эта мотивировка кажется смешной и надуманной — официальную справку вполне в состоянии заменить имеющиеся у каждого на руках квитанции на оплату коммунальных услуг.
Интересная, мягко говоря, позиция банка объясняется легко и просто: лишние требования могут заставить желающего взять кредит обратить свой взор в сторону другого кредитора, поэтому Сбербанку выгодно иметь собственную информацию о неплательщиках и не уведомлять клиента о возможной причине отказа в займе.
Депутаты объяснили банковским работникам, что те обратились не по адресу. Даже при желании, предоставить базу данных должников они не могут, поскольку информацию о неплательщиках можно получить только в Паспортно-бухгалтерском центре, да и то, только в том случае, если на это согласятся управляющие организации.
Впрочем, как считает первый заместитель главы администрации Василий Воробьев, «все инструменты по улучшению финасово-платежной дисциплины хороши». Правда, улучшиться эта самая дисциплина может только в том случае, если люди будут знать, что в кредите им отказывают из-за долга по коммунальным платежам, но, судя по всему, информировать о том, что задолженность по квартирной плате может повлиять на выдачу кредита, банк не собирается.
Вполне возможно, что Сбербанку все-таки удастся найти общий язык с управляющими компаниями, и сведения о должниках поступят в его распоряжение. В этом случае за «первой ласточкой» обязательно потянутся и другие организации, желающие знать кредитоспособность конкретного человека. Может быть, в этом и не было бы ничего страшного, но кто будет отслеживать обновление базы данных или контролировать правильность внесенных в нее сведений? Даже среди присутствующих на заседании комиссии депутатов нашелся человек, у которого внесенные авансом платежи почему-то превратились в долг, к которому постоянно приплюсовывается текущая квартирная плата. Управляющая компания объясняет это операционной ошибкой. Но кто застрахован, что от подобного сбоя автоматики кто-то не сможет получить необходимый ему кредит? А если деньги требуются как раз для того, чтобы погасить долг по квартирной плате? И кто может быть уверен, что эта конфиденциальная, по сути, информация не станет предметом купли-продажи в руках не очень чистоплотных людей?
***
Из городской интернет-конференции:
В списке должников, показанном каналом СТВ, заметила две знакомых фамилии. Телефонный справочник по каждому запросу выдал по конкретному человеку. Одного знала лично — трагически погиб прошлым летом, другая — почетный гражданин города, ушла в мир иной тоже не вчера. Вопрос к «Комфорту» напрашивается сам собой, так как там мелькает фраза, что списки проверены означенной организацией.