Сегодня, 16 марта, исполняется 70 лет генеральному директору ОАО «НИИ оптико-электронного приборостроения» Анатолию Демьяновичу СТАРИКОВУ — одному из ведущих российских физиков, пытливому исследователю и великолепному организатору.
Его влечет наука и желание узнать новое
...Блокадный Ленинград. Зима 1943 года на исходе, хотя на календаре — начало весны. Вопреки вражеским планам, вновь действует Октябрьская стальная магистраль. В Ленинград спешат поезда с продовольствием и топливом. Страна при всех трудностях не забывает о тех, кто выстоял в городе на берегах Невы. Оставшиеся трудиться радуются прорыву вражеского кольца. А родители Толи Старикова счастливы вдвойне. Будет теперь хоть чем-то кормить малыша, да и тепло придет в дома, из кранов потечет вода.
— Я, конечно, был слишком мал,— говорит Анатолий Демьянович,— но в памяти сохранились и 45-й, и 46-годы. Они ведь тоже были нелегкими. Особенно памятен год 46-й. Отец был комиссаром партизанского отряда, действовавшего на Псковщине, а в том году его перевели служить на Карельский перешеек, и он нередко заезжал домой. Мать работала на оборонном заводе, точила снаряды. И оба они прогнозировали, что скоро карточек продовольственных не будет. А ведь жили впроголодь, хотя и наладилась связь с «материком». И верно! Уже в следующем году карточек не стало. Страна нашла возможность накормить своих людей.
В школьные годы отец частенько устраивал мне «экзамен»: «Так как, Толя, ты уже решил, кем будешь?»
А я твердо ответить не мог, потому что сам себе не выбрал профессию. В школе полюбил физику. И когда пришла пора получать аттестаты зрелости и выбирать вуз, из всех многочисленных ленинградских институтов я выбрал физфак электротехнического имени Ульянова (В.И. Ленина). И в выборе своем не ошибся!
Еще на 6-м курсе после распределения в ГОИ им. С.И. Вавилова начал свою трудовую деятельность техником, затем инженером, в 72-м году окончил аспирантуру, а в следующем году защитил кандидатскую диссертацию.
Выбор был сделан еще раньше: идти на производство или заняться наукой. Его влекла она, влекло желание узнать новое, никем пока не изученное и не свершенное. И самому постараться это сделать. В 1977 году он был назначен начальником лаборатории для решения одной из актуальнейших проблем современной физики, которую возглавляет до настоящего времени. За эти годы по результатам выполненных исследований и разработок им подготовлено 8 кандидатов наук, два из которых защитили докторские диссертации. Да и сам Анатолий Демьянович, будучи уже известным ученым, доктором наук, профессором, с 1989 года директором института, — не довольствуется одними административными и хозяйственными делами, а продолжает вести научную работу.
Его основные направления научной деятельности были связаны (да и сейчас это продолжается!) с мощными импульсными твердотельными лазерами, которые предназначены для использования при решении проблемы лазерного термоядерного синтеза и ряда прикладных задач иной направленности.
«Начало моей трудовой деятельности на посту директора, — вспоминает Стариков (это 1990-91 г.г.), — было связано прежде всего с необходимостью «уложить в своих мозгах» позицию государства о том, что наука (в т.ч. фундаментальная) должна быть рыночной. Второй — очень болезненный факт, что бывший филиал 2 ГОИ, реорганизованный в 1990 году в НИИ комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем, государству оказался абсолютно не нужен. Потому что испытывать стало нечего. Заводы, выпускавшие ранее оптико-электронные приборы, практически встали. А если и осуществляли какой-либо мизерный выпуск, за неимением средств испытания не проводили.
В этих сложнейших экономических условиях и было принято решение о переориентации предприятия на приборостроительное направление, которое позволило нам выжить.»
Так в институте появилось новое направление деятельности, которое привлекло и увлекло многих специалистов. Появились приборы, на которые был и остается спрос у коллег. Один из институтов прислал заказ аж на 2014 год и сразу же перевел аванс. К новым работам НИИ ОЭП в Сосновом Бору проявили серьезный интерес многие втузы и предприятия. Даже за границей не могли не обратить внимание на российских конструкторов-приборостроителей. Пришлось Старикову трижды ездить в Великобританию, дважды в Китай, в Финляндию и даже в знаменитую Ливерморскую лабораторию в США, куда прежде русским путь был закрыт.
Труды Анатолия Демьяновича не остались незамеченными. Ему присвоили звание заслуженный конструктор России, а позже он стал и заслуженным деятелем науки РФ, ему вручили медаль академика А. А. Лебедева Российского оптического общества имени Д. С. Рождественского.
Я поражаюсь удивительной работоспособности этого немолодого человека. Он — председатель научно-технического совета при губернаторе Ленинградской области и входит в состав ученого совета ГОИ и научного совета по физико-техническим проблемам управляемого термоядерного синтеза Санкт-Петербургского научного центра. Он входит в комиссии по присуждению научной премии губернатора Ленинградской области и по проведению ежегодного конкурса «Изобретатель Ленинградской области». А еще он — член Общественного совета при главе Сосновоборского городского округа и автор 120 научных трудов.
—...И на все это хватает времени? — спрашиваю Анатолия Демьяновича.
— Стараюсь, чтобы хватило. У меня же еще большая семья! Жена — Надежда Владимировна — экономист. Дочь Маша после окончания ЛИТМО работает в НПО «Ленинец», сын Леонид отслужил в армии, закончил СЗПИ, и теперь у него своя рекламная фирма. Старшему внуку Руслану 18 лет. Внучке Елизавете — 16, а самой младшей Тамаре — 5 лет.Так что надо находить время и для семьи!
— Каким вы видите будущее своего института?
— Процветающим! Мы ведь, вне всякого сомнения, востребованы, нужны и своему Отечеству, и российской науке. Так что рановато нам крылышки складывать!