Эх, прокачу с ветерком!
Всегда ли безопасно ездить в такси?
...Голос молодой женщины, звонившей в редакцию, был очень взволнованным: «Вчера ночью меня отвозил домой явно одурманенный наркотиками или лекарствами водитель такси. Я была так напугана, что даже не запомнила фирму. Я села в машину на стоянке у «Современника».
На первый взгляд, все было нормально — в салоне не чувствовалось никакого подозрительного запаха, только водитель ехал слишком быстро, но к этому я уже привыкла. Но потом, по его лицу и неадекватным словам я поняла, что с ним творится странное. Встречавший меня на улице муж тоже отметил, что парень не в себе. А потом некоторые друзья подтвердили, что уже сталкивались с подобным. Неужели такие водители могут работать в такси — они же подвергают риску свои и чужие жизни?»
Признаться, этот звонок удивил. Я и многие мои знакомые регулярно пользуемся услугами такси в нашем городе, причем разных фирм, но такого не встречали. Может, просто не обращали внимания? А действительно, насколько безопасно ездить в такси?
Особенность нашего города в том, что из десяти действующих сегодня фирм такси только одна является «настоящей» в классическом понимании — «Соната». Это когда наемные водители ездят на одинаковых арендованных автомобилях, с едиными для всех сменами.
Остальные фирмы предоставляют услуги частных водителей на своих машинах, и график у них, как правило, разный — от шести до восьми часов.
Большинство частников только подрабатывает в такси, у них есть другая постоянная работа. Учитывая, что в «Сонате» обычная смена составляет 12 часов с перерывами на отдых и обед, времени на другую работу просто не остается.
Как рассказал гендиректор «Сонаты» Александр Дмитриев, ситуации со злоупотреблениями алкоголем или наркотиками в их компании исключены. «Все водители перед выездом на линию и после смены проходят обязательный контроль у штатного врача. Отслеживаются также график и маршруты каждой машины, они постоянно в «поле зрения» диспетчеров.
Требования к сотрудникам фирмы у нас довольно строгие: от 27 лет, с реальным опытом вождения более трех лет, безаварийный стаж вождения (проверяется по базе ГИБДД). Переработки запрещены, водитель обязан сдать машину в конце смены точно в срок.
Если же вдруг обнаружится, что кто-то из водителей находится под воздействием алкоголя или наркотических веществ, мы не просто увольняем такого водителя — утверждает Александр Дмитриев, — дело может быть передано в суд — для возмещения морального ущерба, о чем есть отдельный пункт в договоре».
Опрошенные руководители других фирм, в частности, «Би-Би», «Такси-Блюз» и «Абсолют» тоже в один голос уверяют, что в подобных случаях санкции к нарушителям будут максимально жесткими.
Хотя машины у водителей собственные, и график работы не ограничен, требования ко всем одинаковые: чистый автомобиль, вежливость, соблюдение правил дорожного движения, абсолютная трезвость.
По словам директора «Би-Би» Михаила Лапина, «все люди взрослые и прекрасно знают, чем рискуют. За пьянство за рулем можно лишиться водительских прав, а значит, источника заработка. В худшем случае — еще разбить машину и угодить в тюрьму, если при аварии пострадают люди. Поэтому таких лихачей мы сразу вычисляем и сразу от них избавляемся».
С ним солидарен и директор «Такси-Блюз» Дмитрий Поцепня: «Контролировать своих водителей мы сами заинтересованы — рынок высококонкурентный, и репутация стоит дороже сиюминутной прибыли.
Кстати, из всех фирм только в трех, в том числе и в нашей, все пассажиры застрахованы от ДТП в крупной страховой компании. И они получат денежную компенсацию в любом случае, независимо от решения страховщиков». Это радует, конечно, но заранее об авариях обычно не думаешь...
Все руководители фирм призывают горожан сообщать о водителях, которые ведут себя неадекватно непосредственно диспетчеру.
Остается только добавить, что если поведение водителя такси вызывает подозрения, благоразумней будет не пользоваться его услугами, как бы вы не спешили, а дождаться другой машины. Жизнь дороже.