Артём Буглов, в традиционной рубрике «Маяка» «Здесь был...» делится впечатлениями: в соседнюю Финляндию можно ездить не только на откат визы да шоппинг, там можно провести время более интересно и вполне бюджетно.
Финский засов — Salpa-asema
Сильно далеко за этим ехать не надо: в 10 минутах пути от Торфяновки начинается оборонительная Линия Салпа (salpa по фински — засов, задвижка, запор, известная в Финляндии как Salpa-asema), отстроенная во Вторую мировую, а ныне потерявшая военное значение и превратившаяся в туристическую достопримечательность. Вообще говоря, общая протяжённость линии почти 1200 километров: от побережья Финского залива и до Заполярья, но более насыщенный интерес — ближе к нам, до Сайменских озёр.
Мало того, что фортификации содержатся в хорошем состоянии, так они ещё и доступны. Доступны не только в смысле подъехать или подойти, их можно и посетить. К тому же, это участок линии превращён в пешеходно-велосипедный маршрут. На протяжении 50 километров проложена дорожка, есть указатели, транспаранты с описанием (к сожалению, не все на русском), места для ночёвки (как навесы для спальников, так и домики в аренду), туалеты, очаги с навесом и даже дровяные сараи со строгим предписанием «брать дрова только здесь!».
Есть два музея «Музей Бункер» (60 ° 34'22 "N 27 ° 35'37" E) и «Музей линии Салпа» (60 ° 41'0 "N 27 ° 40'16" E). Около музеев есть парковка, отсюда — самый непринужденный способ посещения: оставить машину на парковке, зайти в музей (там фортификации укомплектованы более полно, чем те, что в свободном доступе, и техника времён войны), а потом на сколько хватит сил и времени прогуляться вдоль линии Салпа, попутно сравнивая отечественное отношение к природе и памятникам с финским.
Но, по моему мнению, укладывать такую прогулку в один день несколько напряжённо. К сожалению, переход границы чреват сюрпризами, поэтому лучше позаботиться о ночёвке, пусть водитель отдохнёт... Предложений в этой части Финляндии, к счастью, навалом на различный уровень кошелька и комфорта!
По интернету заказали на всю компанию домик с сауной и «барбикюшницей», перед приездом получаем СМС от хозяина: «дверь домика открыта, ключ на столе, просьба завтра, перед отъездом, ключ и оплату оставить там же». Прочитав это, мои менее искушённые спутники заявили, что «коммунизм у них уже построен!». Хозяина домика мы так и не увидели...
В завершение не могу не поделиться впечатлением: сравнивая финское военное строительство линии Салпа с российским на Красной Горке, отдам должное отечественным инженерам — строили значительно раньше, а эргономику понимали лучше.