Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Гармонизируя пространство. Почетный гражданин Соснового Бора архитектор Юрий Савченко отмечает 90-летие

17.03.2025  -  10:33

Его называют создателем облика Соснового Бора. Он получал высокие награды за объекты, возведенные в мало кому известном поселке, который вначале хотели застроить по скучным стандартам 60-х. Юрий Савченко и его коллеги стали иначе организовывать жизненную среду — используя природное богатство ландшафта и натуральные материалы, привнося романтику в повседневную жизнь человека. Повезло, что строители прониклись их идеями. Сегодня экологичность и эстетическая привлекательность обязательны при выполнении благоустройства, у архитекторов — большой выбор материалов. Но лучшие «сказочные» творения Савченко и изящные архитектурные пейзажи первых микрорайонов остаются образцами стиля. Не одно десятилетие миновало, а новые скверы и парки в городе люди равняют по высокой планке, заданной первостроителями, и спрашивают друг у друга: «Как думаешь, Савченко понравилось бы?». 17 марта Юрию Тимофеевичу исполняется 90 лет. Юрий Тимофеевич с супругой Галиной Михайловной подолгу живут в деревне под Торжком, в живописном месте, где проходило его детство. На днях они приехали в Сосновый Бор, «Маяк» побывал у них в гостях и расспросил мастера об истоках его творчества и годах становления.

Фото: Евгения Светлова
Фото: Евгения Светлова

— Помню, впервые сошел я из паровозика на 80-м километре прямо в траву и пошел вдоль речки в поселок, поражаясь окружающей красотой. Я видел первые проработки генплана: пятно города сажалось прямо на приморский парк, до залива все вырубалось. Построить город на берегу? Здорово, но мы лишились бы всего прибрежного леса и защиты от ветров. Увидев место, я понял, что лейтмотивом строительства должна стать связь с природой.

— Почему же другие проектировщики так не думали?

— В Сибири тогда Минсредмаш строил «голубые города» с жесткой планировкой, полной вырубкой. Пытались учитывать окружение разве что в новосибирском Академгородке. А мы питерские, часто бывая в Прибалтике, видели и другое отношение к среде, другую культуру. Сыграло роль и мое воспитание, моя натура. Я почти все детство, из-за слабого здоровья, жил в деревне под Торжком у дяди и тетушки. Об архитектуре не думал, но она меня окружала. По соседству с нами, на Бараньей Горе (изначально — Браньей), высился огромный полуразрушенный храм, построенный по проекту Василия Стасова помещиками Полторацкими в память о своих родных, погибших на войне 1812 года, — авторская копия Спасо-Преображенского собора в Петербурге! Столичный храм в глухой деревне! Став студентом, я всюду просил, чтобы его отреставрировали. Стояли там неподалеку и восхитительные усадебные постройки архитектора Николая Львова, его называли русским Леонардо да Винчи.

— Удивительно, что в глуши строились такие шедевры!

— В деревне я начал рисовать, посылал работы на конкурс «Пионерской правды», что-то там побеждал. А мой дядя, охотник, брал меня с собой в лес. Я счастлив, что детство прошло под Торжком, а не в ленинградском каменном мешке… В войну дядя ушел на фронт, погиб подо Ржевом. Отец умер во время блокады в 1942. Мама после снятия блокады приехала к нам в деревню, худая, как скелет, но привезла мне из голодного Ленинграда соевую конфетку… В деревне я пошел в 1 класс. С мамой и сестренкой мы вернулись в нашу квартиру на Театральной площади и жили на кухне, нашу комнату занял подполковник. Однако маме удалось ее вернуть, потому что даже в эвакуации она продолжала платить за жилье.

В 1960 году я закончил архитектурный факультет ЛИСИ (сейчас Государственный архитектурно-строительный университет) и стал работать в п/я 45 Министерства среднего машиностроения (будущем ВНИПИЭТ).

— А как вы попали в Крым, и что там приключилась?

— О, это был мой первый опыт и история моего «фавора»! (улыбается — авт.) Поручили благоустройство санатория «Горный» в Крыму, в Ливадии, на высоте 100 м над уровнем моря. По проекту знаменитого Ивана Жолтовского здание строил его ученик Петр Скокан, мы с ним позже подружились. Поселили в общежитии с солдатиками. Сроки были сжатые, но даже съемки местности не было, я работал по наитию, помогало умение вникать в природную среду. Вроде получался органический, интересный парк. А тут приезжает министр Ефим Славский, известный своей суровостью. Вышел казус, когда он и его зам Александр Комаровский, не послушав провожатых, стали по буеракам спускаться к пляжу, к высокой подпорной стенке, под которой их ждала свита, и спрыгнули с нее не совсем удачно — Славский то был под 2 метра ростом… Побледневшие полковники бросились его отряхивать. Потом Ефим Павлович, пройдя по объектам, размяк — санаторий понравился. Вышли на мою видовую площадку, он спрашивает автора. Меня вытолкали из задних рядов, представили, и министр наказал директору, чтобы «этот парень был всегда накормлен и напоен», и похвалил меня за «ленинградский вкус». И как бывает в таких системах, с тех пор и подчиненные Славского стали ко мне серьезней относиться.

Позже Комаровский меня позвал работать по Североморску, а потом и по Звездному городку (уже параллельно в Сосновым Бором). Подготовили по Звездному два варианта. Я говорил коллеге, что надо показывать только лучший и отстаивать свои идеи, но… Начальство, конечно, выбрало простой проект, а в лучшем усмотрело «ультра-левый загиб». Хотя космонавтам именно он и понравился.

— Юрий Тимофеевич, а работая над генпланом Соснового Бора, вы не рисковали нарваться на обвинение в «ультра-левом загибе»?

—Генплан города утверждал главный архитектор Ленинградской области Анатолий Цариковский, отличный специалист. Проекты домов мы брали типовые, делали гибкие вставки, поворачивали секции, в основном достигали эффекта за счет благоустройства. Применяли природные материалы. Подпорные стенки, деревянные ограждения, валуны. Ведь даже простые бетонные плитки 40х40 были для нас радостью! Строители молодцы. Они восприняли наше желание строить по-новому и как свою задачу тоже.

— Со строителями было взаимопонимание?

— В итоге — да. Но вся наша работа была борьбой. Наверно, в этом и есть движение жизни. Начальник стройки В. Н. Латий и главный инженер Б. П. Суханов непростые были товарищи, разносили подчиненных, словно мальчишек. Но они тоже мечтали построить город необычным, красивым. Строители научились стволы деревьев обносить досками. Владимир Николаевич Латий начал и без меня уже валуны повсюду расставлять… В 1970 году московская комиссия приехала смотреть 2 микрорайон с Копорской крепостью и поразилась: маленький город и такое отношение к природе и истории! И Сосновый Бор, а не Малый Арбат в Москве, получил Госпремию!

— Если б сейчас делали эти проекты, что-то изменили бы?

— Возможно — время-то другое. Архитектуру называют каменной летописью человечества. Лучше всяких «измов» (социализмов, капитализмов) она объясняет эпоху. Посмотри, как люди живут — и станут понятны культура, порядки, благосостояние.

— Как вам наши новые скверы, парки?

— Подробно их еще не посмотрел. Но хорошо, что заботятся об облике города и его активно благоустраивают.

— Вы счастливый человек?

— Да. Счастье встречать понимание и поддержку в людях, которые помогают в работе и в жизни. Я часто встречал таких людей, многие становились моими друзьями, а тех, кто делал зло, не хочу вспоминать и придавать им значения. Все прошло, пролетело, как один день. А кажется, что совсем недавно мне было 19…

— Вы продолжаете заниматься творчеством?

— Недавно в деревне спроектировал проект Поклонного креста в память об историческом месте. У той Браньей Горы и у Собора, где был древний курган и во время Великой Отечественной войны происходили события, мы его установили. 19 августа будет открытие Поклонного креста. Поставили беседку, мечтаем плотину на реке восстановить. Стараемся по мере сил хоть что-то делать, ведь храм так и не отреставрирован…

  • За проектирование и строительство 2 микрорайона и комплекса Малой Копорской крепости в группе проектировщиков и строителей удостоен Государственной премии РСФСР и Премии Совета Министров СССР — за проект и строительство дома отдыха «Судак» в Крыму. Один из авторов-разработчиков первого генплана Соснового Бора. Возглавлял группу по разработке проектов строительства и по надзору на объектах города. Работал главным архитектором городов Костомукша и Сосновый Бор. Автор проектов детского городка «Андерсенград», памятника «Защитникам Отечества», герба Соснового Бора и многих других.
Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности