Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

«Гавриил», «Константин», «Свобода» и «Азард»

Из четырех эсминцев, пришедших в Копорскую губу 95 лет назад, три остались на дне

14.10.2014  -  00:00

Сосновоборские пляжи — сама безмятежность. Спокойное или с небольшой волной море. Тишина, сосны, песок. Трудно поверить, что этот тихий берег когда-то обстреливали из орудий. И что волны выбрасывали на песок тела моряков. И что в заливе и сейчас лежат не только погибшие корабли, но и такие опасные «подарки» прошлого, как мины, снаряды... 95 лет назад, 21 октября 1919, года в Копорской губе, напротив Устьинского мыса (на котором сейчас располагается НИИ ОЭП) погибли эскадренные миноносцы молодой республики Советов: «Гавриил», «Константин» и «Свобода».

Командир «Гавриила» Владимир Владимирович Савостьянов

51 против 150

К лету 1919 года обстановка на Балтике для молодой Советской республики сложилась очень тяжелая. С суши к Петрограду придвигались войска генерала Юденича, с моря — корабли английского и эстонского флотов.
Балтийский флот был в то время единственным флотом республики. При этом многие корабли нуждались в ремонте, не хватало топлива и боеприпасов. Из исправных кораблей командование сформировало Действующий отряд судов (ДОТ). В него были включены три линкора, шесть эскадренных миноносцев типа «Новик», четыре угольных миноносца и другие суда (всего 51 единица).
В то же время флот интервентов на Балтийском море (английская эскадра и белоэстонский флот), насчитывал 150 боевых и вспомогательных кораблей.
Во время осенней битвы за Петроград в 1919 году командование Красного Балтийского флота приняло решение установить минные заграждения в восточной части Копорского залива, чтобы помешать возможной десантной операции наступающих войск противника и препятствовать обстрелу побережья.

Мины в Копорской губе

В 1919 году Реввоенсовет Балтийского флота отдал приказ начальнику ДОТа выставить минное заграждение в Копорском заливе. Для участия в операции назначались эскадренные миноносцы «Гавриил», «Свобода», «Азард» и «Константин».


21 октября в сумерках корабли приняли на палубу мины и почти бесшумно, без огней вышли на внешний рейд.
«В полночь выстроились в кильватерную колонну,— вспоминал командир «Азарда» Н. Н. Несвицкий,— пройдя освещенный Николаевский створ, у первой поворотной вехи погрузились в полный мрак, сблизившись до нескольких саженей».
Ранним темным осенним утром эсминцы вошли в Копорский залив.
Но неожиданно, в 5.48 раздался взрыв — это «Гавриил» подорвался на мине. Через пару минут одновременно подорвались еще два корабля: слева от «Азарда» — «Константин», а справа — «Свобода».
На «Константине» от взрыва произошла детонация приготовленных к постановке мин, его корпус разломился пополам и эсминец мгновенно затонул со всем экипажем. «Свобода» продержалась на плаву всего восемь минут. «Азард», не растерявшись, задним ходом покинул опасный участок. Эсминец некоторое время оставался в районе взрыва, чтобы оказать помощь, но никого не увидел, и вернулся в Кронштадт.

Сотни погибших

Всего на трёх кораблях погибло 484 человека. С «Гавриила» спаслось только 19 человек, со «Свободы» — 6, которые на шлюпках утром 21 октября причалили к берегу.

В течение нескольких дней волны выносили на берег Финского залива тела погибших героев-балтийцев. 25 октября 1919 г. на форте Краснофлотский состоялись торжественные похороны 120 моряков, позднее здесь же были захоронены еще 86 моряков.
В поселке Красная Горка стоит памятник морякам Балтийского флота, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Было ли предательство?

Сразу же после получения известия о гибели эсминцев Реввоенсовет Балтийского флота образовал следственную комиссию для выяснения причин этой катастрофы.
Комиссия записала в протоколе: «...Комсостав погибших миноносцев принял все зависящие от них меры к спасению своих кораблей и личного состава, не заботясь совершенно о своем собственном спасении».
Вместе с тем комиссия отметила чрезвычайно слабую налаженность аппарата службы связи и почти полное отсутствие разведки. Она отметила также, что «...нужно было предполагать, что противник примет все меры к заграждению наиболее посещаемых нашим флотом путей, ведущих к районам его операций». Наконец, комиссия нашла, что ввиду полной темноты и большой волны эсминцы во время хода держались на близком расстоянии друг к другу, боясь растеряться. Поэтому взрыв первого миноносца, попавшего на минную банку, оказался слишком поздним предупреждением для остальных, и следовавшие за «Гавриилом» в кильватер «Свобода» и «Константин» взорвались, имея задний ход.
На самом деле следственная комиссия до конца своего дела не довела. Есть сведения, что гибель трех эскадренных миноносцев была связана с предательскими действиями. Группа бывших морских офицеров, занимавшая командные должности на кораблях и, главным образом, в штабе Балтийского флота, в середине октября 1919 года, то есть незадолго до трагической гибели эсминцев, предложила английской контрразведке план сдачи англичанам четырех эскадренных миноносцев типа «Новик». Вся обстановка трагической гибели «Гавриила», «Свободы» и «Константина» свидетельствует о том, что англичане знали о заградительной операции советских эсминцев 21 октября, и поэтому в районе предполагаемой постановки мин английское командование сосредоточило корабли своей эскадры.
Вероятно, англичане пытались осуществить план захвата эсминцев, но темная ночь и катастрофа, постигшая наши три корабля, сорвали его.
Гибель трех эсминцев и почти полутысячи моряков была тяжелой потерей для Балтийского флота. Но уже менее чем через месяц, в середине ноября 1919 года, завершился разгром белогвардейцев и иностранных интервентов на подступах к Петрограду. В декабре 1919 года последний корабль английских интервентов был вынужден покинуть воды Финского залива.

Воспоми­нания очевидца

Один из спасшихся с эсминца «Гавриил», моряк Качкин, рассказывал:
«Силой взрыва меня бросило в сторону. Очнувшись, я быстро, как пуля, выскочил на верхнюю палубу и не узнал корабля. Все было сброшено с палубы: и орудия с прислугой, и мины, и те минеры, что группами спешили их приготовить. Кто-то в волнах чуть слышно прокричал «Товарищи!»... Темная осенняя ночь и сильный ветер мешали спуску шлюпок на воду... По одному мы начали спрыгивать в шлюпку. Ветер все удалял шлюпку от тонувшего корабля в сторону. Расстояние между нами и «Гавриилом» увеличивалось. Мы молча сидели на банках. Не хотелось браться за весла. Все впились глазами в корабль — что-то хотелось крикнуть, да не было сил. Все точно оцепенели».

«Гавриил»

Был построен на Русско-Балтийском заводе в Ревеле (Таллине), вошел в строй 26 ноября 1916 года. В Первую мировую войну «Гавриил» неоднократно принимал участие в боевых походах. Участвовал в «Ледовом походе» Балтийского флота (операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Проведена в тяжёлых ледовых условиях февраля — мая 1918. В результате были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок).
Неоднократно отражал атаки британского флота в Копорском заливе и на Кронштадт. Был отмечен благодарностью «За ревностное поведение в бою, имевшем место в Копорском заливе 18 мая 1919 г.», когда он вступил в бой с четырьмя английскими эсминцами. Также знаменит неравным боем с 7 торпедными катерами противника на Кронштадском рейде.


«Константин»

Построен на Русско-Балтийском заводе в Ревеле, введен в эксплуатацию в 1917 году.
Участвовал в Первой мировой войне и в «Ледовом походе». С июня 1919 года принимал
активное участие в минных постановках и обстрелах армии белых.


«Свобода»

«Владимир» (с 12 сентября 1917 года — «Свобода»)
построен на Русско-Балтийском заводе, введен в эксплуатацию в 1917 году.
Участвовал в «Ледовом походе» Балтийского флота.
С середины июня 1919 года принимал активное участие в минных постановках и обстрелах армии белых.

«Азард»

Построен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге, введен в эксплуатацию в 1916 году.
Во время Первой мировой войны «Азард» нёс дозорную и конвойную службы. В 1917 году «Азард» принимал участие в февральской революции, после чего вошёл в состав Красного Балтийского флота. Участвовал в «Ледовом походе», в боях против германских и эстонских войск в районе Азери—Кунда. В 1919 году осуществлял разведывательные рейды. 5 августа 1919 года в совместном бою с «Гавриилом» «Азард» потопил новейшую английскую подводную лодку «Л-55».

Позднее «Азард» был переименован в эсминец «Зиновьев», а в 1928 году — в «Артём».
Участвовал в Советско-финской войне и в Великой Отечественной. В августе 1941 года, во время Таллинского перехода, «Артём» подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе.


Подводные исследования

Подъем цветного металла с затонувшего «Гавриила» производился еще в 1928 году. «Константин» и «Свобода» тогда найдены не были. Поиск осложнялся присутствием в этом районе большого числа мин. В 1933 году балтийский отряд ЭПРОНа (экспедиция подводных работ особого назначения) поднял отдельные части корабля «Свобода», в 1937 году — эсминца «Гавриил».
В 80-х годах 20 века подводный поиск проводили энтузиасты — аквалангисты лениградского клуба «Поиск» и сосновоборского «Катран». К этому времени гидрографам уже удалось обнаружить ЭМ «Гавриил» и установить над ним именной буй.

Отец члена клуба «Поиск» Альвины Тимофеевой — Александр Матвеевич Тимофеев служил юнгой на эсминце «Гавриил» и остался жив: за несколько часов до выхода в море командир эсминца Владимир Владимирович Севастьянов отправил юнгу в Петроград со срочным пакетом в штаб Реввоенсовета.

Завершилась экспедиция торжественной передачей Центральному военно-морскому музею реликвий, поднятых с «Гавриила».
В 1990 году аквалангисты там же, в Копорском заливе, нашли эсминец «Свобода» и успешно поработали на нем.
В подводных работах в составе клуба «Катран» принимал активное участие сосновоборский журналист Олег Тарасов. Его очерк «Реквием трем эсминцам» опубликован в 1987 году в «Маяке прогресса» (22-31 октября). Позднее на эту тему в «Маяке» были его публикации «В ту штормовую ночь» (19 октября 1999 года), «Дорога к памятнику» (13 июля 2000 года).

Деталь с Гавриила в руках матроса-подводника

«Ныне ни в Кронштадте — «родном доме» военных моряков, ни в нашем молодом городе Сосновый Бор, расположенном рядом с местом гибели эсминцев, не найдешь в названии улицы или площади их славных имен» — писал Олег Тарасов.
Участники поисково-спасательной экспедиции в те годы предложили поставить в Сосновом Бору памятник трем погибшим эсминцам, но эта идея не реализована до сих пор.

Подготовила Нина Князева

Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности