Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Главный научный проект страны. «ТИТАН-2» приступил к активным работам по строительству ЦКП «СКИФ» в Новосибирской области

16.06.2022  -  15:51

За возведением объекта «Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») в наукограде Кольцово пристально наблюдает всё научное сообщество, ведь СКИФ представляет собой один из крупнейших в России за последние десятилетия проектов в области научно-исследовательской инфраструктуры. Финансирование проекта осуществляется в рамках Национального проекта «Наука и университеты» в объёме 43,8 млрд. рублей в ценах второго квартала 2021 года. В апреле-мае были сделаны важные шаги, в том числе и по строительному блоку.

Главный научный проект страны. «ТИТАН-2» приступил к активным работам по строительству ЦКП «СКИФ» в Новосибирской области
Главный научный проект страны. «ТИТАН-2» приступил к активным работам по строительству ЦКП «СКИФ» в Новосибирской области

— Одна из ключевых задач, которую выполнили в апреле-мае, — это согласование и получение необходимой документации, — рассказывает управляющий проектом ЦКП «СКИФ» Института катализа СО РАН Иван Шмидт. — Прошёл конкурс на научно-техническое сопровождение строительства ЦКП «СКИФ». Такая процедура предусмотрена для технологически сложных объектов. Поскольку «СКИФ» — объект использования атомной энергии, есть важные вопросы, связанные с геотехническим мониторингом состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, отдельным вопросом является обеспечение повышенных требований к виброустойчивости со стороны оборудования ускорительного комплекса и термостабилизации технологических помещений. Победителем первого конкурса на научно-техническое сопровождение стал «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ). Подписан государственный контракт.

Кроме того, был проведен конкурс на определение технического заказчика и компании, осуществляющей строительный контроль. До середины июня планируется заключить соответствующий контракт.

— Подписаны договоры на проектирование временных сетей электроснабжения, на проектирование временных автодорог, зашёл в экспертизу договор на теплоснабжение, — продолжает Иван Шмидт. — Состоялись важные совещания для разъяснения ряда вопросов с региональными управлениями Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Федерального казначейства. Также мы получили первый блок рабочей документации для строительства от генподрядчика АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2». Разработчиком рабочей документации является АО «ЦПТИ». Служба заказчика ведёт рассмотрение и корректировку полученных комплектов.


45 тысяч свай для СКИФа

Что касается работ непосредственно на площадке, то АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2» приступил к разработке котлованов для всех основных зданий объекта капитального строительства ЦКП «СКИФ»: зданий накопителя, инжектора, административного и лабораторного корпусов.

Согласована программа испытаний грунта, армированного набивными сваями в раскатных скважинах. Такое основание будет под всеми вышеупомянутыми объектами. Всего будет более 45 тысяч свай, они будут уходить на глубину 9 метров. Строители уже приступили к испытаниям.

Идёт вывоз верхнего плодородного слоя земли. Грунт вывозится на согласованные с наукоградом Кольцово площадки: муниципалитет использует эту землю для отсыпки полигона ТБО, а также для формирования горнолыжного спуска.

Кроме того, сейчас началось сооружение временной объездной дороги: формируется и уплотняется основание, ведётся отсыпка.

— Совместно с научным коллективом ЦКП «СКИФ» мы также продвинулись в понимании процедуры проектирования и создания оборудования экспериментальных станций. Рассчитываем к середине июня объявить конкурсы на запуск изготовления, — подчёркивает Иван Шмидт.


Началась крупноблочная сборка бустера

Работы по созданию ЦКП «СКИФ» идут не только на строительной площадке. Так, в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) началась сборка первых сегментов синхротрона-бустера для ЦКП «СКИФ». Синхротрон состоит из сотен компонентов — магнитов, вакуумных насосов, элементов диагностики пучка и т. д., которые устанавливаются на специальной подставке с точностью в несколько десятков микрометров (толщина человеческого волоса) относительно расчётного положения. Осуществлять сборку в тоннеле ускорителя долго, неудобно и неэффективно. Поэтому в лаборатории, оснащённой современными измерительными инструментами, элементы ускорителя монтируются в крупные блоки, а затем относительно небольшое число таких сегментов переносится в тоннель и соединяется друг с другом.

Бустерный синхротрон ЦКП «СКИФ» — промежуточный кольцевой ускоритель периметром 158 м, «разгоняющий» пучок электронов от энергии 200 МэВ до 3000 МэВ. Он состоит из большого количества сложного электрофизического и вакуумного оборудования, которое должно быть собрано, соединено и установлено с высокой точностью. Ошибки выставки могут привести к потере качества пучка и даже его гибели.

В настоящее время в ИЯФ СО РАН полным ходом идёт серийное производство оборудования бустера. Для его установки и сборки крупноблочных сегментов используются специальные подставки (иногда можно услышать название «гирдеры», от girder — ферма, несущая конструкция), которые производит по заказу ИЯФ СО РАН АО «Воткинский завод». Посадочные поверхности гирдеров изготавливаются с высокой точностью и снабжены прецизионными механизмами для регулировки положения элементов ускорителя и их фиксации. Для обеспечения гарантии стабильности конструкции во времени подставки должны отжигаться для снятия внутренних напряжений в металле. АО «Воткинский завод» оснащён всем необходимым оборудованием, включая печи для отжига, станки, которые позволяют прошлифовать с точностью до 20 микрон четырёхметровые изделия, и т. д.

— Для бустерного синхротрона необходимо 43 гирдера. К настоящему моменту мы получили первые 13 из них, — комментирует помощник директора ИЯФ СО РАН по реализации проекта ЦКП «СКИФ» Сергей Гуров. — Остальные будут поставлены в институт партиями до сентября 2022 г. Длина гирдеров разная и в зависимости от оборудования, которое должно быть на них установлено, составляет от двух до четырёх метров. Вес гирдера около тонны, а вместе с оборудованием — более трёх тонн».

— Определяющим в конструкции является обеспечение жёстких требований к выполнению параметров (допуск до 50 микрон), необходимых для установки оборудования, — подчёркивает руководитель группы отдела главного конструктора по изделиям промышленного назначения АО «Воткинский завод» Денис Плехов. — Технологическими службами предприятия выдан и согласован с ИЯФ СО РАН ряд предложений по внесению изменений в конструкцию под специфику нашего производства, при этом не ухудшая, а местами и улучшая характеристики изделия. Внесённые изменения оправдали себя по результатам комиссионной приёмки первых гирдеров бустера.

При поступлении в институт качество изготовления всех подставок проверяется с помощью лазер-трекера — прибора, который позволяет определять пространственные координаты с точностью лучше 20 микрон на базе в 4 м. Использование таких приборов даёт возможность геодезистам ИЯФ СО РАН выставлять элементы бустера на подставке со среднеквадратичной точностью лучше 50 микрон относительно проектного положения.

В настоящее время в институте начата сборка гирдеров. Самый первый сегмент собран, и его монтаж показал, что всё оборудование изготавливается ИЯФ СО РАН и АО «Воткинский завод» с требуемым качеством и точностью. По мере дальнейшего производства элементов ускорителя и подставок будут собираться новые сегменты установки. Это позволит в конце 2023 года, когда будет готово здание инжекционного комплекса, быстро и эффективно, как конструктор из готовых блоков, собрать весь синхротрон.


Сотрудничество с учёными

За ходом строительства пристально наблюдает научное сообщество всей страны. И это не случайно, ведь ЦКП «СКИФ» открывает новые перспективы в научно-исследовательской деятельности. В мае прошло несколько серьёзных событий: в Новосибирске побывала делегация Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Гости провели совещания в ИЯФ СО РАН и в Институте катализа им. Г.К. Борескова СО РАН (ИК СО РАН), где обсудили вопросы сотрудничества с сибирскими учёными. Также в ИК СО РАН прошла публичная лекция о металл-ионных аккумуляторах члена-корреспондента РАН Евгения Антипова (МГУ, Сколтех, Москва). В ходе встречи обсуждалась необходимость использования синхротронного излучения и перспективы СКИФ для такого рода исследовательских задач.

Несколько недель назад в Новосибирске работал директор Департамента бюджетных инвестиций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Рустем Даутов. В ходе визита он посетил ИЯФ СО РАН, ИК СО РАН и стройплощадку СКИФ.

Делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации также не обошла своим вниманием разработки и планы учёных. В ходе визита делегация познакомилась с экспериментальным производством ИЯФ СО РАН, в том числе с участками производства оборудования для СКИФ.

Словом, строительству ЦКП «СКИФ» уделяется внимание на всех уровнях власти.

По материалам пресс-службы ЦКП «СКИФ»,подготовила Ольга Исаева, специально для «Маяка»

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика