Государственные жилищные сертификаты:

станут ли перспективы реальностью?

15.10.2008  -  00:00

Как известно, жилье — товар дорогостоящий и недоступный для приобретения значительной части населения, опекаемой государством.

В советские времена единственной возможностью решить «квартирный вопрос» было получение бесплатного государственного жилья. Но после распада СССР объемы его строительства резко упали, что, естественно, привело к значительному обострению жилищной проблемы в стране. Эффективный выход из создавшейся ситуации был найден в конце 90­-х. В январе 1998 года российское правительство утвердило федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты», в которой был впервые применен механизм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления им бюджетных субсидий. За несколько лет сертификаты полностью себя оправдали. В конце 2005 года, после устранения изъянов и усовершенствования правовых основ, метод предоставления жилья с использованием ГЖС стал основой новой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», введенной в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002­-2010 годы. В подпрограмму были добавлены еще четыре категории граждан: — граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; — участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; — граждане, признанные вынужденными переселенцами; — граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур». С тех пор прошло менее трех лет. За это время льготным категориям россиян было выдано более 52 тыс. сертификатов на общую сумму около 63,5 млрд. рублей, из них 25 тыс. сертификатов на 28,5 млрд. рублей граждане получили через администрации субъектов Российской Федерации. Выполнение подпрограммы в целом по стране можно назвать успешным. К примеру, начиная с 2006 года только в Ленинградской области четыре категории льготников получили на руки почти 200 сертификатов. 149 семей приняли поздравления с новосельем. План по выдаче ГЖС выполнен в области на 80%, что, без сомнения, можно считать достойным показателем, свидетельствующим о добросовестном и ответственном отношении к делу областных органов исполнительной власти. Всего в России за 10 лет существования ГЖС было обеспечено жильем более 156 тыс. семей (что составляет почти 510 тыс. человек), приобретено свыше 9 млн. кв. метров жилья для постоянного проживания. Расходы федерального бюджета составили более 92 млрд. рублей. Казалось бы, неплохо. Однако данные о количестве бесквартирных льготников портят оптимистичную картину: сегодня в жилье нуждается почти 511 тыс. семей граждан, перед которыми государство имеет обязательства. Причина, как водится, в недостаточности бюджетного финансирования. До 2010 года запланировано потратить на программу чуть более 160 млрд. рублей. Однако этих денег хватит на обеспечение сертификатами всего 116 тыс. семей, что составляет лишь около 29% от потребности, в том числе: — увольняемых военнослужащих — 68,8%; — граждан, уволенных с военной службы (службы) — 57,6%; — участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф — 39,1%; — вынужденных переселенцев — 14,3%; — граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера — 8,7%. Здесь нужно оговориться: увеличение ассигнований на подпрограмму вряд ли поможет должным образом решить проблему обеспечения жильем льготных категорий граждан. Всевозможные административные барьеры, отсутствие коммунальной и социальной инфраструктуры, длящиеся годами споры хозяйствующих субъектов о принадлежности земельных участков под жилищную застройку — вот далеко не полный перечень причин, делающих невыгодным строительство нового жилья. Дефицит «первички» осложняет возможность приобретения квартир и на вторичном рынке недвижимости, поэтому при резком увеличении финансирования подпрограммы многие владельцы сертификатов попросту не смогут реализовать положенную им социальную выплату. В итоге немалая часть льготников будет обеспечена сертификатами, но никак не жильем, что противоречит целям и задачам подпрограммы. Поэтому суммы бюджетных ассигнований должны расти в строгом соответствии с увеличением темпов строительства нового жилья в стране. На сегодняшний день существует, помимо прочего, острая необходимость в оптимизации существующей правовой базы подпрограммы. Министерство регионального развития и ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» уже внесли на рассмотрение Правительства Российской Федерации ряд соответствующих предложений. К примеру, планируется отказаться от дополнительных ежегодных выпусков ГЖС. Ведь до сих пор реализуются сертификаты 2007 и даже 2006 годов. Кроме того, Минрегион предложил определять норматив стоимости 1 кв.м. жилья и выпускать сертификаты только один раз в год (вместо нынешнего раза в полугодие) для всех категорий, за исключением «северян». Соответственно, получить сертификат за этот период тоже можно будет лишь единожды, поэтому отказываться от него в расчете на следующий, более «дорогой», станет просто неразумно: подпрограмма пока рассчитана только по 2010 год. Подобная мера позволит обеспечить сертификатами максимально возможное число очередников и облегчит проверку выдачи и реализации сертификатов в регионах. Кроме того, у льготников есть основания надеяться на пересмотр требования об обязательной сдаче имеющегося у них жилья. Если такая норма будет принята, граждане получат право выбора: сдать — и реализовать сертификат, рассчитанный исходя из полного размера субсидии, либо не сдавать — и получить ГЖС только на метры, недостающие для улучшения жилищных условий. Эта мера направлена, прежде всего, на популяризацию механизма ГЖС. Сейчас многие участники подпрограммы отказываются от получения субсидии исключительно из-за нежелания терять жилье, рыночная стоимость которого зачастую выше сертификатной. Главным образом, это относится к ликвидаторам радиационных аварий и катастроф: большинство из них жильем уже обеспечено и нуждается только в улучшении жилищных условий, и потому требование о безусловной сдаче занимаемых помещений является для них абсурдным. Не менее актуальным можно считать и предложение Минрегиона об увеличении срока, отведенного на выдачу сертификатов, до 3 месяцев (в настоящее время этот период составляет 2 месяца). Одновременно предполагается разрешить замены сертификатов, установив срок их действия не более, чем для ранее выданных — за исключением замены, связанной со смертью владельца сертификата или члена его семьи. В этом случае срок должен исчисляться заново и составлять 6 месяцев. Эти и другие предложения в самое ближайшее время — после согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами — также будут внесены на рассмотрение Правительства Российской Федерации. По словам информированных источников, их окончательное утверждение не за горами. Что ж, поживем — увидим.

В. Угрюмов, председатель комитета по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области

Комментарии

Загрузка комментариев...