Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: Нам необходим гибкий подход к развитию всей территории

06.08.2012  -  00:00

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, назначенный на этот пост в конце мая — инаугурация состоялась 28 числа — одной из своих основных задач правительства видит качественное и планомерное развитие территории области, «выравнивание» социально-экономического положения территорий и снятие социального напряжения в ряде ­районов. Впервые власть открыто признает, что, несмотря на общие высокие экономические показатели, есть и проблемы, депрессивные территории и ситуации, когда откровенно стыдно. Новый губернатор и его команда работают всего два месяца. Но уже за это время количество нововведений и заданный темп показывают, что власть четко знает, что и как нужно делать. Об этом в интервью «Маяку» рассказывает глава 47 региона Александр ­Дрозденко.


Зачем нужна реформа

— Вы с первых дней объявили о том, что имеете претензии к местному самоуправлению. Чем это обусловлено? Ведь на протяжении долгого времени власть гордилась тем, что Ленинградская область стала одним из первых регионов, внедривших 131‑й федеральный закон о местном самоуправлении. Что изменилось?

— Ничего не изменилось. Мы действительно были первыми в этом эксперименте. И сегодня можно однозначно утверждать, что он провалился. Мы много говорили: «Ленинградская область — территория успеха». И если смотреть на экономические показатели, общие цифры — это действительно так. Только, к сожалению, простые люди этого пока не очень чувствуют. Ведь зачем существует власть? Любая. И региональная, и муниципальная в том числе. Для того, чтобы отвечать на потребности людей, ее избравших. Когда мы ранее создали в области 222 муниципальных образования, то естественным образом не смогли найти столько же эффективных управленцев. Поэтому у нас зачастую бюджета муниципального образования первого уровня хватает только на то, чтобы покрыть заработную плату его администрации. Некоторые руководители муниципалитетов попросту не понимают, как управлять финансами, распределять средства, поступающие от сбора местных налогов. Мне люди часто задают вопрос: губернатор, почему местная власть с нами не общается, избегает нас? Да потому что главам самоуправлений нечего сказать жителям. У них денег нет, чтобы решать проблемы населения. Поэтому я запланировал реформу муниципального самоуправления и разбил ее на этапы. Первый этап — укрупнение. Второй этап — централизация. Третий этап — переход на одноуровневое муниципальное управление, то есть на уровень муниципальных районов. В конце того пути, который я вижу, в Ленинградской области останется 18 муниципальных районов, а не 220 муниципалитетов, как сейчас.
Сегодня я, губернатор, не могу быть уверен, что мои решения будут исполнены на уровне муниципальных образований. Мне надо в случае любого, самого рядового, распоряжения пробиваться через два уровня самостийности: районный и местный. Попробуйте пробиться через две закрытые двери. Такая система власти не может быть эффективной. Она не может давать адекватный отклик на запросы жителей.
Сегодня внесены изменения в федеральное законодательство, предусматривающие, что два смежных муниципальных образования могут объединиться в одно. Этому препятствует две основные причины: кадры и финансы. В отдаленном сельском поселении сидят 8 муниципальных служащих, получают 30–50 тысяч рублей в месяц. Никто на селе никогда таких зарплат не видел! Понятно, что сотрудники муниципальных аппаратов управления боятся потерять высокий заработок.
Недавно я сделал руководителям муниципальных образований революционное предложение. Никто в России таких шагов не предлагал. Я сказал: даю вам бонусы, если вы идете на реформу местного самоуправления. Я не сокращаю вашу численность — оставляю 90% от фонда оплаты труда. Условно говоря, было у вас 100 рублей на содержание аппарата управления, вы объединились — стало 180 рублей. То есть вы теряете только 10% своего кадрового потенциала.
Второе: я гарантирую, что вы не теряете получаемые от региона дотации на выравнивание. На два года, на переходный период, они остаются в стопроцентном объеме. И третий бонус: на период 3–5 лет я гарантирую, что если у вас растут местные налоги, то дотации не снижаются.
Сейчас какая система: если в муниципальном образовании налоги растут, то наши дотации пропорционально уменьшаются. Так вот, муниципалитеты, которые пойдут на реформу, дотаций не потеряют.
Я дал им время — месяц — подумать. Те, кто не идет на реформу, остаются на старой системе работы. Кто идет на реформу, получает особое внимание и помощь со стороны правительства Ленинградской области.
Моя главная задача — дать населению Ленинградской области почувствовать, что мы действительно территория успеха.

С инвес­торами — по-новому

— Помимо реформы системы МСУ, какие шаги вы видите наиболее важными и первоочеред­ными?

— Наша «территория успеха» развивается неравномерно: есть как точки экономического роста, так и точки социального напряжения. Естественно, положительные примеры — это, прежде всего, районы, расположенные вблизи Петербурга. Это, прежде всего, Всеволожский район. А также Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский. Активно развиваются территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты: это как раз Тихвин, Усть-Луга, а также Выборгский район. Проблемные районы в основном расположены на окраинах области — Сланцы, Бокситогорск. Поэтому та задача, которую я ставлю и перед собой как губернатором, и перед членами правительства — гибкий подход к развитию всех территорий.
И первый шаг в этом направлении — изменение закона об инвестиционной деятельности. Да, он действительно один из лучших профильных законов, чему подтверждение хотя бы то, что он без особых поправок работает в области с 1996 года. Мы были одним из первых регионов в России, принявшими закон, гарантирующий инвесторам ряд льгот и преференций. Его успешность подтверждает то, что Ленинградская область занимает первое место, после «нефтяных» регионов, по объему инвестиций, привлекаемых в экономику, на душу населения. Но, на мой взгляд, закон устарел как минимум в моральном плане.
Прежде всего, изменения выразятся в ведении понятия «инвестиционное зонирование». Мы определяем 3–5 зон (точное количество будет определено в ходе детальной подготовки законопроекта), в которые распределяем все районы Ленобласти, и ранжируем эти зоны по степени инвестиционной привлекательности. В первую, высшую, зону, войдут территории, которые и без различных дополнительных преференций являются очень интересными для инвестирования. Это, в частности, те же районы, указанные выше, прилегающие к границе Петербурга. Далее распределяем другие районы по степени убывания инвестиционной активности в другие зоны. По нашему замыслу, в условной «зоне № 1» закон о принципах инвестиционной деятельности будет работать не в полную силу. Если принять, что все льготы, положенные потенциальному инвестору, это 100%, то в «зоне № 1» инвестору предоставят 25–30% от общего объема льгот. А вот в «рисковых» зонах мы готовы предложить инвесторам исполнение всех условий, заложенных в законе. Таким образом, мы намерены подвигать инвесторов приходить в отдаленные районы Ленобласти и их осваивать. На данный момент эти территории могут рассчитывать только на поддержку консолидированного бюджета области, и соответственно на одного жителя там социальный бюджет получается меньше, чем в экономически развитых районах.
К слову, у нас развернулась дискуссия о том, не убрать ли вообще льготы в первой зоне, мол, там и так инвесторам есть где развернуться и на чем заработать. Но, на мой взгляд, в таком варианте мы рискуем превратить эту территорию в «спальный» район Петербурга.
Отменим все льготы, и «промышленные» инвесторы не придут в пригороды. Но не хочется становиться исключительно «спальным» придатком, важно развивать не только жилые, но и производственные проекты.

Планирование территории — с участием жителей

— Еще одна ваша инициатива коснулась документов территориального планирования. Вы считаете, что оно проводилось неправильно?

— Я считаю, что фактически в масштабах региона оно вообще не проводилось! Парадокс: десять лет говорится о том, что область — территория успеха, а плана развития этой территории нет до сего дня. Мы шли по абсолютно тупиковому пути: муниципальные образования разрабатывали свои документы территориального планирования, и область собиралась сложить их, как мозаику, чтобы получить единый план. Но это же заведомо невозможно! Нельзя ожидать от главы муниципального образования или муниципальных депутатов, что они будут мыслить масштабами региона. И то, что они предлагают, зачастую не стыкуется даже с программой развития муниципального района. Сейчас я потребовал, чтобы каждое муниципальное образование Ленобласти разработало свои планы территориального развития. И это далеко не просто бумажная волокита, не имеющая отношения к реальной жизни населения. Более того, жители обязательно должны принимать в этой работе участие!
К сожалению, время упущено, и качественной серьезной работы добиться сложно. Поэтому в стратегическом планировании мы делаем основную ставку на концепцию развития Ленинградской области — сейчас начнется конкурс на ее разработку — и план социально-экономического развития Ленинградской области. Подготовка этих документов должна соответствовать самым высоким современным требованиям: всенародное обсуждение, сбор замечаний, отработка замечаний, публикации промежуточных результатов, общественные слушания. Мы это обязательно сделаем с тем, чтобы как можно больше жителей Ленинградской области поучаствовали в формировании стратегии региона.
И еще мы приостановили подготовку документов территориального планирования пригородных местных самоуправлений, чтобы совместить наши и питерские планы развития. Это не значит, что документы территориального планирования должны быть совместно утверждены. Механизм другой: мы их согласуем, а утверждать можно и по отдельности.
Кроме того, мы получим к 1 ноября укрупненный план территориального развития Ленобласти, где будет отмечено, где у нас промышленные, лесные, рекреационные, туристические, жилые и другие зоны. И дальше будем совмещать этот укрупненный план с планами муниципальных образований.

Дорогу — сосново­борцам

— Будет ли в этом году сделан ремонт важных участков дорог? Остро нуждаются в ремонте дороги, ведущие от Соснового Бора на Кингисепп (и через Копорье, и через Систа-Палкино). Они опасны для водителей. Кроме того, необходимо до наступления осенних штормов отремонтировать размытый участок дороги на берегу Финского залива в районе Лебяжье — Большая Ижора. Эта дорога является главным путем эвакуации в случае техногенной катастрофы.

— Будет, хотя ремонта в планах не было. Но это действительно очень важная дорога, требующая срочного ремонта. Поэтому мы решили использовать резервное финансирование и включить участок Сосновый Бор — Систа-Палкино в целевую программу на внеплановый ремонт. Необходимые документы сейчас проходят согласование, и этот участок дороги будет отремонтирован в этом году.
Кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы привлечь в дорожный ремонт средства организаций, которые эксплуатируют большегрузный транспорт при реализации крупных инвестиционных проектов, например строительство ЛАЭС‑2. Ведь автомобильная дорога Санкт-Петербург — Ручьи, в том числе на участке Сосновый Бор — деревня Систа-Палкино, пришла в такое состояние во многом из-за интенсивного потока грузового транспорта, который поставляет материалы на территорию строительства новой ЛАЭС в Сосновом Бору.
Добавлю, что для ликвидации размыва участка автомобильной дороги Санкт-Петербург — Ручьи в начале года проведены необходимые аварийные работы, укреплены откосы земляного полотна.
Что касается последствий повторного поднятия воды в мае, то они будут ликвидированы за счет средств указанной программы в течение этого года.
А чтобы не допустить в будущем подобных аварийных ситуаций, мы потом проведем капитальный ремонт участка дороги с созданием укрепительных сооружений.


С учетом воздействия атомных объектов

— Не превысит ли порог потенциальной опасности для населения уровень концентрации объектов атомной промышленности в Сосновом Бору, если реализуются планы «Рос­атома» по строительству ПЗРО (пункта захоронения радиоактивных отходов со всего Северо-Запада) и всех запланированных блоков ЛАЭС с мокрыми градирнями?
Оценка комплексного воздействия действующих и строящихся объектов атомной промышленности в Сосновом Бору была в 2011 году выполнена «Росатомом», но так и не доведена до сведения общественности. Когда это будет сделано?

— Несомненно, такие серьезные меры проходят масштабную предварительную проверку. И перед размещением подобных объектов всегда учитывается мнение жителей. Радиевый институт им. В. Г. Хлопина провел комплексное исследование воздействия предприятий атомно-промышленного комплекса Соснового Бора с учетом планов Росатома по строительству пункта захоронения радиоактивных отходов.
Сейчас эти материалы рассматривает Научно-технический совет при губернаторе. Когда совет представит заключение, мы планируем начать серию открытых семинаров для жителей Соснового Бора примерно со второй половины сентября. Таким образом, мы обсудим с жителями результаты этой комплексной оценки.



— На территории Сосновоборского городского округа на берегу Финского залива имеются уникальные песчаные пляжи с дюнами и соснами, пока еще общественные, не застроенные. Поддерживаете ли Вы стремление горожан сохранить эти прибрежные участки в природном виде?

— Поддерживаю! Песчаные пляжи с дюнами и соснами на берегу Финского залива на территории Сосновоборского городского округа обязательно будут сохранены в природном виде. И эта позиция заложена в принципах земельного законодательства. Отношения по использованию и охране земли регулируются, исходя из представлений о земле как о важнейшей составной части природы.
Водный кодекс России, в свою очередь, закрепляет за каждым гражданином право доступа к водным объектам общего пользования и бесплатного использования для личных и бытовых нужд. Ограничения могут быть введены только федеральными правилами охраны жизни людей на водных объектах и правилами использования водных объектов для личных и бытовых нужд, которые устанавливают органы местного самоуправления.

— Будут ли предприняты шаги по возвращению муниципалитетам земельного налога с участков, на которых расположены объекты атомной промышленности. Например, таких как ЛАЭС, НИТИ и другие?

— Такие участки по федеральному законодательству не признаются объектом налогообложения. Следовательно, на земельные участки, на которых расположены объекты филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» и ФГУП «Научно-исследовательский технологический институт имени А. П. Александрова», земельный налог не исчисляется.
Такая позиция, несомненно, обоснована. В данном случае это объекты энергетической безо­пасности государства. Перечень таких земельных участков является исчерпывающим и не может быть изменен по решению органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Все они в федеральной собственности.
Более того, такие участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут быть переданы, а также стать объектами сделок.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика