Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко прокомментировал тему глиноземного завода

18.07.2023  -  18:01

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко прокомментировал тему строительства глиноземного завода в Ломоносовском районе Ленинградской области 17 июля, в ходе прямой линии lentv24.ru. В начале своей речи (ее видеозапись длилась более 11 минут), губернатор отметил, что поступило много обращений по этой теме.

Фото: скриншот с видеозаписи
Фото: скриншот с видеозаписи

Из конкретики выступления главы региона можно выделить следующее:

  • Официальное решение о строительстве глиноземного завода пока не принято

  • Намечен участок для инженерных изысканий

  • Предполагаемое место размещения — в 15-17 км от Соснового Бора и в 10 км от ООПТ в Ломоносовском районе, Копорском поселении

  • Санитарная зона предполагаемого предприятия — не более 1 км

Приводим речь губернатора Александра Дрозденко полностью, за вычетом конкретных названий экологических организаций, которые он приводил в пример:

«В Сосновом Бору создана группа «Стоп глиноземный завод» и от этой группы поступило очень много обращений с требованием запретить строительство глиноземного завода.

Во-первых, хочу начать с того, что решение о строительстве глиноземного завода не принято. Можно запретить то, где принято официальное решение. Официальное решение не принято.

Более того, правительство Ленинградской области не является инициатором принятия решения даже о проведении работ, связанных с изысканиями строительства глиноземного завода на территории Ломоносовского района.

И на самом деле мы оказались в такой сложной ситуации, как правительство, потому что перед нами стояла такая триединая сложная задача.

Первая сложная задача — это выполнить поручение правительства Российской Федерации, которое связано со стратегией развития страны — это необходимость строительства глиноземного завода, современного глиноземного завода, взамен тех заводов, которые были изъяты или прекратили сотрудничество с компанией «РУСАЛ». Это завод в Австралии, завод на Украине и завод ещё в одной недружественной стране. Понятно, что глинозем нужен для производства алюминия. Глинозем перерабатывается, производится продукт первичный, который затем отправляется на алюминиевые заводы и уже производится непосредственно алюминий.

Почему выбор пал на Ленинградскую область? Это тоже стратегическое решение правительства. Дело в том, что глинозем не терпит больших перевозок железной дорогой либо автомобильным транспортом. Самый дешевый способ доставки глинозема — это морской транспорт. Не случайно во всем мире глиноземные заводы строятся, как правило, в районе больших портов (тот же если взять — украинский Николаев, или австралийский завод — они построены в порту). И второе, это конечно — рядом с источником электроэнергии, потому что для переработки глинозема (фактически это извлечение из глины алюминиевого порошка, если грубо говорить), по технологии требуется электроэнергия.

Вторая сложная задача стояла перед правительством — чтобы найти место, которое минимально, уже на старте изысканий мы должны были найти квадрат изысканий такой, чтобы он был максимально удален от жилых городов и поселков Ленинградской области. И учитывая ещё, что и Ломоносовский район, и Кингисеппский район — это у нас особо охраняемые природные территории — максимально удален от особо охраняемых природных территорий. Мы выбрали условный квадрат… Это исследования, которые предложили… очень долго спорили, кстати, с компанией «РУСАЛ», потому что они стремились где-то поближе к одной из точек расположиться. Но мы настаивали на наиболее, на наш взгляд, оптимальном квадрате поиска. И сегодня в этом квадрате поиска проводят изыскательские работы. То есть вторая наша задача была — это минимизировать расстояние от городов и особо охраняемых природных территорий.

Почему-то в прессу выскочило, что «под Сосновым Бором». Это не под Сосновым Бором. «Под Сосновым Бором» — это в одном, двух или трёх километрах от Соснового Бора. Тогда называется «под Сосновым Бором». Нет, это совершенно другой район, другое муниципальное образование второго уровня, это Ломоносовский район. Это примерно 15, возможно, 17 будет километров от Соснового Бора, потому что идет постоянная сдвижка во время изысканий. И это примерно 10 километров от ближайшей особо охраняемой природной территории.

Следующая задача, которая стояла перед нами — это уже на стадии изысканий предпроекта «напрячь» в хорошем смысле «РУСАЛ» с тем, чтобы были подобраны самые современные технологии по переработке глинозема. И это одно из условий, которое записано у нас в соглашении: производство должно быть современное, производство должно быть экологически безопасное. Какое оно будет? Я сегодня не отвечу. Я так же, как и житель Соснового Бора, так же, как и житель в целом Ленинградской области, заинтересован в том, чтобы это было максимально безопасное и максимально современное производство. Потому что мы хотим минимизировать риски влияния на окружающую среду. Мы точно знаем, что нам гарантировали санитарную зону (то есть зону влияния производства) не более одного километра. Даже сказали, что, возможно, санитарная зона будет даже меньше одного километра. То есть санитарная зона от того же Соснового Бора — в 15 раз увеличена, чем она есть на самом деле.

И следующее в составе триединой задачи, которую мы решали — это, конечно же, производство должно быть современным, производство должно быть хорошо оснащенным рабочими местами, производство должно стать очередной точкой роста Ленинградской области и конкретно Ломоносовского района Копорского сельского поселения. Кстати, по крайней мере, те, с кем я общался в Копорском сельском поселении, говорят о том, что, конечно же, они заинтересованы в развитии. То есть это глубоко дотационное поселение, там собственных средств не хватает ни на решение никаких проблем, в основном всё идет за счет дотаций и субвенций.

Что не нравится мне в этом вопросе? Как я уже сказал, сегодня в решении проблем «мяч» на стороне «РУСАЛа». «РУСАЛ» должен провести изыскания, «РУСАЛ» должен подготовить предпроектные предложения и экологическую экспертизу. И мы, к коим и я себя отношу, и жители Ломоносовского района, Соснового Бора, — мы должны в результате общественных слушаний посмотреть — что же нам будет предложено в качестве экологической экспертизы. Поэтому первое, что я сделаю — я на ближайшем заседании экологического совета при губернаторе попрошу выделить из состава экологического совета рабочую группу, которая будет вместе с жителями участвовать во всех общественных слушаниях и во всех этапах контроля за экологической безопасностью на стадии предпроекта и на стадии проектирования. С тем, чтобы специалисты экосовета, возможно, мы и ещё привлечём специалистов, будут помогать этот вопрос отслеживать.

У нас есть опыт, и я этот пример приведу. Вы знаете, что у нас в Сосновом Бору не так давно решались две большие задачи. Первая — когда у нас строилась вторая очередь атомной станции в Сосновом Бору и строились градирни. И так же (перечисляет ряд экологических организаций, признанных иноагентами) заводили местных жителей, заводили еще и ряд депутатов (как и в этот раз, почему-то, как ни странно, от коммунистической партии, хотя как раз при коммунистах строились огромные мощные стройки). Заводили, что ни в коем случае нельзя строить градирни, потому что всё пропадет. В результате мы очень внимательно смотрели за ситуацией. Уже и первая, и вторая очередь построены — градирни работают, все страхи ушли.

И мы тогда заняли очень взвешенную позицию. Мы говорили: давайте мы дождемся всех экологических заключений проекта и потом примем решение. И здесь мы поддержали проект и убедили жителей. А второй проект, наоборот, вы помните — когда в бухте «Батарейная» решили строить порт. Мы точно так же сказали жителям, потому что тоже поднялся шум, поднялся хайп, были точно так же большие выступления… И мы сказали: давайте мы дождемся изысканий, дождемся предпроекта и потом примем решение. И когда мы увидели предпроект и те затраты, те бетонные работы, целый виадук на воде, достаточно сложные подходы железнодорожные к порту, то есть такое очень серьезное давление на побережье… И мы приняли какое решение — мы отказались в этом месте поддерживать этот проект.

То есть всё решается на стадии не отрицания, а на стадии изысканий и на стадии экологических заключений. Поэтому сегодня мы внимательно смотрим — что же делает «РУСАЛ». И, конечно же, будем анализировать всю работу.

Конечно, хотелось бы, чтобы «РУСАЛ» нам активнее рассказывал о том, что он будет делать, и в каком виде, и какой это будет проект. Показали бы аналоги, которые у этого проекта есть уже в мире.

Но что не нравится ещё мне. Мне не нравится, что сегодня то ли за счёт вброса недружественных иностранных экологических организаций, то ли за счёт недопонимания, то ли может кто-то пытается повлиять по политическим конкуренциям на жителей — вбрасываются не очень достоверная информация. Например, показывается фотография Ачинского металлургического комбината и говорится, что вот это глиноземное производство в Ачинске. Но мы же эти фотографии понимаем и видим. Или когда говорят, что у нас превышен ПДК в Бокситогорске в несколько раз. Я специально никому не говорил, а попросил последний период времени — лаборатории анализировали воздух: превышения ПДК не обнаружилось. Либо говорят о том, что это производство повлияет на водозабор Соснового Бора, и вообще на контур Финского залива, хотя там до берега достаточно далеко.

Я бы хотел обратиться ко всем — и к тем, кто сегодня занимает активную позицию, активистам, и к тем, кто занимает позицию наблюдателей, и к тем, кто прислушивается к таким сайтам, как (перечисляет сайты экоорганизаций, признанных иноагентами)… Но если их слушать, то у нас никогда бы не появилась ни вторая атомная станция, ни Усть-Лужский порт. А представьте — если бы сегодня не было Усть-Лужского порта и 15 лет назад мы бы послушали те сайты. Сейчас бы нам выкручивали руки как хотели, а скорее всего, просто бы наши грузы никуда бы не пустили. А сегодня Усть-Лужский порт является одним из крупнейших портов Европы и самый крупный порт на Балтике. Поэтому моё предложение — оно абсолютно предложение разумного человека: давайте требовать от «РУСАЛА» представления нам полной открытой достоверной информации. Я сам не силён в экологии, я точно не ученый-эколог, и я точно не могу претендовать на функцию эксперта. Но я гарантирую, что от экологического совета Ленинградской области и по приглашению экологического совета Ленинградской области мы привлечем инспекторов-общественников, которые нам помогут в этой ситуации разобраться. Пока я бы рекомендовал меньше на этой теме хайповать, а больше заниматься разумом.

Еще раз повторю: сегодня 17 километров от Соснового Бора — это достаточное расстояние, даже если, предположим, именно там появится завод с теми параметрами, которые заявлены. А вот какой это будет завод, и разрешить его строительство или запретить мы сегодня не можем, потому что нет такого пока ещё даже юридического момента, нет даже стадии еще предпроекта».


Ранее по теме:

Читайте также:

Яндекс.Метрика