Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Испания: дорожные контрасты и параллели

(в сравнении с сосновоборскими)

Артём Буглов
07.04.2014  -  00:00

Сначала писать про Испанию не хотел — там уже все давно побывали, опубликована масса впечатлений и описаний, сайт «Вконтакте» практически на любую точку на карте Испании выдаёт под тысячу фотографий на все ракурсы и времена года. В таком раскладе добавление ещё одного «аха» или «оха» интересно разве что только для статистики. Но однажды, «долгими зимними вечерами», пересматривая фотографии и тормоша воспоминания, захотелось провести несколько параллелей между организацией жизни в нашем довольно молодом городке и обременёнными историческими проблемами испанскими городами и сравнить...


Разумеется, в подавляющем своем большинстве города в Испании закладывались в доиндустриальную эпоху, и подозреваю, улицы шире, чем для проезда королевского кортежа, не мыслились. Однако прогресс не остановить, и пришёл ХХ век и принёс скученность, тесноту и осознание того, что города необходимо приспособить под современный образ жизни. Поколесив по испанским городам, вынужден констатировать некие успехи в организации жизни.
Начну с того, что города в Испании между собой связаны автомагистралями, наподобие той, что у нас идёт вокруг Питера. Самое лютое ограничение на таких — 100 км/ч, и, не опускаясь ниже этого ограничения, можно беспрепятственно ехать часами.
Города внутри тоже рассечены магистралями: где-то, как в новостройках, это уже планировалось, где-то спущено под землю, но в каждом городе есть транспортные артерии, куда собран почти весь городской трафик. Поэтому на прочих улицах почти тихо и спокойно, поскольку ехать там крайне неудобно.
Вот, например, Виа Гранде Барселоны (там в каждом городе есть «виа гранде»): прямая широкая, но не сильно совру, если стану утверждать, что на километр там 10 светофоров, и парковаться там негде, ибо там, где можно, всё плотненько заставлено, а там, где нельзя, полиция бдит! Поэтому без крайней нужды там никто не ездит, потому и тихо... Чтоб попасть из района в район, проще, как например, в Мадриде, выехать по радиальной на кольцо, обогнуть город и по другой радиальной подъехать максимально близко к нужной точке.
Немагистральные улицы обычно разделяются на три скоростных сектора: собственно проезжая часть, велодорожки и тротуар. Проезжая часть отдана для неспешно движущихся автомобилей и по возможности для парковки. По тротуарам — пешеходы, коляски, лавочки; здесь можно ходить, стоять, сидеть... Самая жёсткая часть — это велодорожки, там можно бежать пешком, ехать на роликах, на доске, на велосипеде, но ни в коем случае нельзя стоять!
На велодорожках публика решительная — зеваку могут умышленно сбить! Но, конечно, без фанатизма: если, например, необходимо вместе с багажом выгрузиться из остановившегося автобуса, войдут в положение и объедут, но просто так стоять на велодорожке крайне не рекомендуется. Трудно представить, что случится с автомобилем, оставленным на велодорожке! Во избежание подобных недоразумений их стараются выделить не только разметкой, но и оградой или барьерами.
Вообще, сложилось впечатление, что автомобилисты в Испании — наиболее репрессируемая часть участников дорожного движения. Хоть для них и выделено максимально доступное пространство проезжей части, но на каждом шагу им напоминают о благодарности за это и пешеходы, и полиция!
    Для меня так и осталось загадкой, куда прячется весь испанский автопарк... Найти на него ответ мне не удалось. Ведь во двориках там всё довольно плотно и без авто, на улицах пространство ограничено, а разрешённое под парковку безнадёжно забито бампер к бамперу, но платные подземные парковки при этом сияют зелёной вывеской «Libre», понятной и без перевода. При этом на газонах или тротуарах ни одного авто! В Мадриде, говорят, даже король не паркуется где попало!
***
Ну а наш городок хоть и закладывался во времена победоносного шествия на­учно-технического про­грес­са по миру, но подобных примеров применения разума в организации движения не так уж много.
Нет, сначала было всё хорошо: схема районного планирования позволяла решать основные жизненные проблемы в пределах родного микрорайона. Иными словами, выгрузившись после работы из автобуса на ближайшей к дому остановке, можно было попутно зайти на почту, в сберкассу, магазин, детский сад и при этом, совершенно не истоптав ног, вскорости оказаться дома. Пешеходные дорожки были проложены там, где ходили люди, а личное авто, по большому счёту, нужно было лишь для престижа да доставки урожая с дачи, поэтому для парковки вполне хватало дворовых «карманов»... А на зиму львиная доля автопарка запиралась в гаражи. Улицы были широки и свободны, их хватало и велосипедистам, а во дворах можно было сушить бельё и играть детям. И тем не менее объездная магистраль у нас была запланирована и кое-где некоторыми участками даже отстроена.
Переход на зональное планирование с полустихийным освоением территорий стал постепенно приводить к коллапсу. Ведь мало иметь в городе деловую зону, зону отдыха и так далее, надо ещё уметь между ними как-то перемещаться, а как? В наших реалиях практически отсутствия общественного транспорта без личного автомобиля жить уже становится проблематично. И обыденный маршрут работа — банк — почта — магазин — детский сад — дом непринуждённо превышает десяток километров. А если вспомнить, что многие объекты «соцкультбыта» по-прежнему размещаются внутри микрорайонов, то выходит, что заметная доля всё возрастающего трафика втискивается во внутридворовые проезды... А это к тому же небезопасно.
Можно по испанскому примеру попробовать пересесть на велосипед, но стоит помнить, что велодорожка формально у нас одна и кончается она внезапно, по тротуарам ездить ПДД не разрешают, а по дорогам рискованно. Да и оставлять велосипед негде — нет пока оборудованных велопарковок.
Конечно, рано или поздно ситуация придёт к насыщению и к какому-то разрешению, но только уже сейчас всё больше газонов превращены в грязевое месиво, пешеходы вытеснены с некоторых тротуаров, а скорость движения в промзону в пиковое время не превышает велосипедную...
Наши дворы теряют городской облик.
Дорожная сеть нужна. Общественный транспорт нужен. И сопутствующая инфраструктура нужна...
Вчера...

Артём Буглов


Барселона. Организация велодорожки


Кордова. Проезжая часть плотно занята под парковку, но по понятным причинам на велодорожку и тротуар никто не покушается


Сарагоса. Сверху хорошо видно дорожную планировку. Красота же!


Севилья. Типичная улица


Сосновый Бор. «Новая» велодорожка. Уже неоднократно ремонтируемая, заканчивается внезапно


Типичная дворовая картина...


Тут переход ведёт в забор. Вход на школьную территорию в стороне, неудивительно, что к нему протоптана тропинка — по дорожкам ходить неудобно



Поделитесь:
Яндекс.Метрика