Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

История рождения Балтийского флота и основания города Кронштадта — в материалах Президентской библиотеки

18.05.2021  -  19:59

18 мая в России ежегодно традиционно отмечается двойной праздник — День Балтийского флота и годовщина со дня основания Кронштадта, ставшего мощным форпостом Военно-Морского Флота России.

Фото Нины Князевой
Фото Нины Князевой

Богатейшей истории города на портале Президентской библиотеки посвящена отдельная коллекция «Кронштадт — город морской славы России». В подборку вошли электронные копии редких исторических материалов, таких, как «С.-Петербургская губерния. План г. Кронштадта с поселёнными при нём слободами», «Отчёт о состоянии города Кронштадта за 1914 год», «Об учреждении в городе Кронштадте портовой лаборатории» и др. Здесь же пользователи могут найти старинные карты, проекты развития и расширения крепости, отчёты, касающиеся обстановки в городе, открытки с видами Кронштадта в разные годы и многое другое.

Дата основания Балтийского флота связана с первой победой России в морском бою, которая была одержана в акватории устья Невы в ночь на 18 мая 1703 года. Её описывает историк военно-морского флота Феодосий Веселаго в работе «Краткия сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656 по 1856 год» (1871). После отчаянного штурма и взятия крепости Ниеншанц на Неве в устье Охты Пётр I получил известие о появлении в Финском заливе шведской эскадры в составе девяти судов. 16 мая 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечная шнява «Астрильд» встали на якорь у левого берега Большой Невы. Через два дня роты Преображенского и Семёновского полков под командованием бомбардирского капитана Петра Михайлова (Петра I) и поручика Александра Меншикова на шлюпах, под прикрытием ночной темноты и дождя, осуществили внезапное нападение на два корабля шведской эскадры. Закипел жестокий абордажный бой, в котором 8 лодок, не имевших артиллерийского вооружения, сражались против военных кораблей, оснащённых восемнадцатью пушками. В результате неприятельский флот был захвачен.

Все участники сражения были награждены медалями с надписью «Небываемое бывает»: у шведов были эскадра, адмиралы, обученные матросы, у русских — только отвага солдат, ведомых самим царём по свинцовым штормовым волнам Балтийского моря…

…"Теперь вся местность… — пишет Сергей Гречушкин в книге «Из русской истории. В Петербурге при Петре Великом«(1910), — была в руках Петра, нужно было укрепляться на покорённой земле и воде».

«…Пётр должен был позаботиться о защите открытого им «окна в Европу» — Петербурга от нападений такого сильного противника, как шведский флот. Местом такой защиты мог служить только остров Котлин», — объясняет военно-стратегический выбор расположения будущего форта издание «Кронштадтская крепость — ключ к Ленинграду» (1926).

Интересно описание острова в те времена: «Котлин, до основания на нём в 1703 г. крепости, был необитаем, покрыт густым вековым лесом, который изобиловал дичью и хищными животными: волками, лисицами, медведями и другими, охотиться на которых временно приезжали окрестные жители», — читаем в издании «Кронштадтский Андреевский собор».

Постройка крепости началась осенью 1703 года, и велась очень активно, поскольку, как сообщает издание «Кронштадтская крепость — ключ к Ленинграду», «весною ожидали прихода шведской эскадры, которая могла помешать укреплению острова». О ходе строительства подробно написано в книге Сергея Гречушкина «Из русской истории. В Петербурге при Петре Великом» (1910): «Пока ещё держался лёд, перетащили сюда из Петербурга орудия и вооружили ими бастионы, защищавшие подступ с моря. Ранней весной следующего года закипела работа: рубили из брёвен ряжи, нагружали их камнем и опускали на дно. В апреле всё уже поспело, и… Пётр в своём присутствии освятил новую крепость, назвав её Кроншлотом». Произошло это 7 (по новому стилю 18) мая 1704 года.

Укрепление, как сообщается в книге «Кронштадтская крепость — ключ к Ленинграду», «имело вид деревянной трёхэтажной башни в 80 метров в поперечнике и вмещало 70 орудий и 3000 человек гарнизона. Таким образом, Кроншлот был первым фортом Кронштадской крепости, защищавшим подступы к Петербургу с моря».

Профессор института инженеров путей сообщения Николай Дуров в книге «Материалы для истории строительного дела в России. Строители Петрова времени и работы их» (1862) уделил большое внимание строительству гидротехнических сооружений Кронштадта: «На восточной стороне острова расположен город и все укрепления; там же устроены гавани морская и купеческая, которым Пётр положил основание в 1710». Особо отмечается: «Купеческая гавань может поместить до 900 коммерческих судов».

Сложнейшим гидротехническим сооружением стал канал Петра Великого: «Канал начинается в 25 саженях от мола гавани и идёт к берегу… между двумя насыпными и обделанными камнем дамбами до самых шлюзных ворот, и эта часть называется предместием канала Петра Великаго; далее за тремя шлюзными воротами, на протяжении 150 сажен, идёт сухий канал, отделанный камнем в конце его; есть ещё ворота, за которыми крестообразно расположены три каменные дока. Канал и доки наполняются водою с помощью скрытых подземных труб, проведённых в гавань… Подземныя трубы наполняют сухий канал в продолжении 7 часов. Тогда открываются ворота, вводятся в него корабли…»

Отдельной страницей в жизни острова стало возведение Морского Никольского собора. Инициатором его строительства выступил святой праведный Иоанн Кронштадтский, который сказал: «Город наш, первая морская цитадель отчизны, так и не обзавёлся солидным храмом — А ведь церковь — тот же корабль, которым управляет сам Господь».

В 1896 году Николай II приказал Морскому ведомству разработать архитектурный план собора в Кронштадте. В итоге был выбран вариант профессора Василия Косякова — по его замыслу сооружение должно было стать не просто храмом, но и памятником всем русским морякам. 27 октября 1901 года на месте будущего строительства на Якорной площади Иоанн Кронштадтский в присутствии высших военных и гражданских чинов отслужил молебен.

В представленном в коллекции оцифрованном документе «О кредите на достройку и внутреннее оборудование Морского собора в г. Кронштадте» подробно описывается ход строительства, приложена смета.

Морской собор во имя Николая Чудотворца, святых апостолов Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского торжественно освятили 10 июня 1913 года.

К сожалению, прослужить своему истинному предназначению ему получилось только 16 лет — в 1929 году собор был закрыт, большую часть колоколов отправили на переплавку, мраморные доски с именами героев-моряков и корабельных священников пустили на общественные нужды. Само грандиозное строение в последующие годы использовали как кинотеатр и концертный зал Дома офицеров, и только в 1976 году памятник русским морякам взяло под охрану государство. Великое освящение воссозданного Морского собора состоялось 28 мая 2013 года, сегодня собор включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ранее «Маяк» сообщал о том, что запущен сервис для проверки товаров в онлайн-магазинах на контрафакт.

Поделитесь:
Яндекс.Метрика