Из плеяды первостроителей
Коллектив ОАО «Северное управление строительства» готовится отметить 40-летие своего предприятия
Четыре десятилетия — срок значительный, тем более в масштабах человеческой жизни. Многих, кто стоял у истоков СУС, уже нет среди нас. Но немало первостроителей здравствуют поныне. Для них годы становления коллектива сосновоборских строителей — это не история, а факты собственной биографии. К числу этих первопроходцев с полным правом можно отнести Константина Александровича Кирюшина.
В 1951 году, после окончания ЛИСИ — Ленинградского инженерно-строительного института, выражаясь современным языком, одного из наиболее престижных вузов своего профиля, новоиспеченный инженер Константин Кирюшин получил направление в систему МВД. Тогда, в 51-м, еще не было ведомства, получившего впоследствии название министерства среднего машиностроения. Уже действующие и все строящиеся объекты быстро растущего ядерного комплекса страны относились к министерству внутренних дел.
Трудовое крещение инженер Кирюшин получил на стройплощадке в нескольких десятках километров от Красноярска, где начиналось строительство уникального подземного комбината по производству оружейного плутония. Так получилось, что одни коллеги Кирюшина строили комбинат, другие — город при нем, а он, инженер-механик, сооружал дороги. Их нужно было проложить сотни километров — ведь строительство комбината велось в нетронутой сибирской тайге.
После принятия в 1966 году решения о сооружении Ленинградской атомной станции, начальником будущего Северного управления строительства был назначен В. Латий. Руководство министерства разрешило ему взять с собой на новую площадку пять руководителей подразделений. Одним из этих пяти был Константин Александрович Кирюшин. На сосновоборскую землю он впервые ступил 25 декабря 1966 года.
Здесь он тоже был назначен начальником управления механизации. Это было одно из крупнейших и достаточно специфическое подразделение СУС.
Четыре его участка обеспечивали многочисленные стройплощадки как в промзоне, так и в городе механизмами, чем, по существу, и должно заниматься управление механизации. А коллективы семи участков прокладывали дороги (не только автомобильные, но и железнодорожные пути) и наружные инженерные коммуникации, в том числе и водоводы от Систы до города.
Именно коллектив, возглавляемый К. Кирюшиным, занимался благоустройством строящихся микрорайонов, а это — прокладка всевозможных дорожек, установка малых архитектурных форм, устройство газонов и подпорных стенок, посадка деревьев и кустарников (в отдельные годы высаживали полторы-две тысячи деревьев и до 5000 кустарников) и бережное отношение к уже растущим соснам. Второй и третий микрорайоны, отмеченные Государственной премией, поныне остаются визитной карточкой Соснового Бора.
В дальнейшем к этим многочисленным работам добавилось и возведение нулевых циклов для жилых домов и объектов соцкульт-быта.
К сожалению, не все задуманное проектировщиками удалось осуществить. К примеру, дорога, проходящая вдоль машиностроительного завода, задумывалась как двухполосная, с разделительным газоном посередине. В соответствии с проектом уложили бетонное основание. Но асфальтом покрыли только одну полосу. А как бы пригодилась эта двухполосная магистраль сейчас, когда город буквально задыхается от обилия автотранспорта!
В январе 1974 года, когда многопрофильный коллектив управления механизации разделился на два — собственно УМ и СМУ-7, К. Кирюшин возглавил строительно-монтажное управление и оставался его бессменным руководителем вплоть до выхода на пенсию.
Но и сегодня ветеран Северного управления строительства, ветеран атомной промышленности и энергетики Константин Александрович Кирюшин остается в трудовом строю. Он и сегодня продолжает работать на благо города, которому отдал без малого четыре десятилетия жизни.