Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Из повести о настоящих людях…

Они останутся в истории города навсегда

Анатолий Стаселько
04.04.2018  -  12:45

Три первые мемориальные доски в нашем городе были установлены в один и тот же день на домах, где жили первый директор ЛАЭС В. П. Муравьев, начальник стройки В. Н. Латий и начальник СМУ‑1, а затем Северного управления строительства И. И. Семыкин. Это событие было публичным признанием их заслуг перед Сосновым Бором.

Ленинградская атомная. Строили и днем, и ночью
Ленинградская атомная. Строили и днем, и ночью
Трудно переоценить вклад этих руководителей в сооружение атомной станции и строительство города. Но так случилось, что эта стройка стала, образно говоря, их общей лебединой песней.
До выхода АЭС на проектную мощность В. Латий не дожил менее года. И. Семыкина не стало месяц спустя после этого долгожданного события. И только В. Муравьеву, уже пенсионеру, было суждено в полной мере оценить итог их совместной работы, которая потребовала столько знаний, сил и здоровья.
При жизни В. Муравьев, В. Латий и И. Семыкин были рядом. И даже смерть не разлучила их — они и сейчас рядом, на старом городском кладбище.
Говорят, что человек живет, пока о нем помнят. Если это утверждение верно, то Валентин Павлович, Владимир Николаевич и Иван Иванович останутся в истории города навсегда. А какими они были в те ныне почти легендарные годы строительства атомной электростанции, напомнят фрагменты воспоминаний тех, кто трудился рядом с ними.

Строящейся станцией Валентин Муравьев просто жил…

Валентин Муравьев«Первым на станцию пришел работать директор Валентин Павлович Муравьев. Ну, а я была вторая. Много лет прошло с того дня, а как сейчас помню все до мелочей. Работала я тогда табельщицей в НИТИ. Однажды кто-то сказал мне, что появился новый работник, да не простой, а директор атомной станции. Чем он меня поразил, так это своей предупредительностью и вежливостью.
Он был не только директором, организатором, но и душой всего коллектива. К нам, молодым, относился, как отец родной. Никогда не накричит, при всех не отругает. Надо сделать замечание — сделает, но без свидетелей.
А строящейся, вернее, проектирующейся станцией, он просто жил. И не было у него ничего главнее, важнее и ответственнее в жизни, чем станция». (Л. Шмелева) 

* * *
«В. П. Муравьев имел большую «атомную биографию»: в Челябинске‑40 он работал с видными создателями атомной промышленности СССР Е. П. Славским и А. П. Александровым. «Во глубине сибирских руд» строил, пускал и продолжительное время руководил реакторным заводом, в состав которого входила АЭС Горно-химического комбината. В. П. Муравьев умел создать атмосферу делового и творческого сотрудничества во все периоды эксплуатации объектов. И где бы ни работал Валентин Павлович, коллектив, им возглавляемый, назывался «муравейником», гиперболизируя трудолюбие и самоотверженность энергичного коллектива рабочих и специалистов». (Л. Белянин).

* * *
«Технологическая группа, в которую включил меня В. П. Муравьев, состояла из опытных, несмотря на молодость, инициативных инженеров. Эта группа была собственным изобретением Муравьева — человека, который по своей натуре сам был очень инициативным, умным, гибким, умел обходить все препоны и бюрократические рогатки.
Для чего он создал технологическую группу? Валентин Павлович понимал, что генеральный проектировщик, несмотря на свои бюджетные возможности, не является фактически хозяином положения. Ни сроки, ни качество его особенно не волновали. И Валентин Павлович добился через министерство, что вопросы курирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ были переданы непосредственно ЛАЭС». (О. Карпов) 

Латий — это история Соснового Бора

Латий«С Латием мы были знакомы еще по Челябинску‑40, где он, тогда старший лейтенант (!), возглавлял всю инженерную службу строительства». (Б. Сотиков)

* * *
«Создание здесь — в сложных ландшафтных условиях — нового молодого города стало крупной победой проектировщиков и строителей. Большая группа архитекторов удостоена за эту работу Государственной премии РСФСР. В числе награжденных и главный строитель города — начальник Северного управления строительства В. Н. Латий». (В. Курносов) 

* * *
«Атомная станция была и остается уникальным сооружением, для создания которого необходимы воля и разум многих тысяч людей.
Особое место отводится здесь первому руководителю, принявшему на себя все сложности организационного периода. Таким руководителем-первопроходцем был Владимир Николаевич Латий». (Н. Бабенко) 

* * *
«Каждое дерево, не подлежащее вырубке, оберегалось. В этом большая заслуга прежде всего начальника строительства В. Н. Латия, который строго спрашивал с нас, руководителей, если мы недоглядели, допустили повреждение даже одного дерева». (В. Белокуров) 

* * *
«Имя первого начальника Северного управления строительства Владимира Николаевича Латия произносится с уважением, даже с магическим почтением. За время его руководства были сданы в эксплуатацию первый и второй энергоблоки ЛАЭС. Очень много внимания уделял Владимир Николаевич комплексной застройке города. Об этом человеке в Сосновом Бору напоминает не только мемориальная доска на доме, в котором он жил. Латий — это история Соснового Бора». (Б. Лебедев) 

Иван Семыкин: «Делай в жизни только самое главное»

Семыкин«Бурное время стройки в Сосновом Бору связано с именем второго начальника Северного управления строительства Ивана Ивановича Семыкина. С 1952 года он стал работать в системе министерства среднего машиностроения. С февраля 1967 года переведен в Сосновый Бор, где 10 лет работал в одной связке с Владимиром Николаевичем Латием, будучи его заместителем, курировал объекты Ленинградской атомной станции.
Одновременно Иван Иванович возглавлял СМУ‑1.
С апреля 1978 года по май 1981‑го являлся начальником СУС». (Б. Лебедев)
 
* * *
«Руководителем сооружения всего промышленного комплекса стал Иван Иванович Семыкин, до этого — начальник строительного управления в Томске‑7, крупнейший организатор производства, по существу, главный строитель комплекса сооружений I и II очередей ЛАЭС». (В. Курносов)
 
* * *
«Ежедневно в 7 утра И. И. Семыкин на площадке ЛАЭС проводил первую планерку. Подводили итоги работы 2 и 3 смен. Принимались решения по возникшим вопросам, совершался обход, затем текущие дела в управлении и на других объектах, и снова — обход ЛАЭС. А поздно вечером — подведение итогов за день. И так каждый день, в том числе, и в субботу». (В. Белокуров) 
«Иван Иванович любил во всем порядок и дисциплину, безмерно любил людей, был для них примером в жизни. В своей работе всегда опирался на общественность…
Большие объемы строительно-монтажных работ выполнялись при организации и проведении конкурсов профессионального мастерства, смотров, субботников.
Семыкин И. И. всячески одобрял и поощрял такие мероприятия, а главное — требовал тщательности их подготовки и проведения». (Т. Севостьянова)
 
* * *
«До прихода в СУС И. И. Семыкин приобрел большой опыт строительства ядерных реакторов в Томске‑7. Несмотря на то, что он не имел инженерного образования, дело свое знал отменно и отдавался ему весь без остатка, следуя девизу: «Делай в жизни только самое главное.
Я принял стройку от него 19 мая 1981 года. Иван Иванович был назначен начальником Западного управления строительства в Литве. Вскоре он заболел. Смерть не пощадила этого человека. Умер он в сентябре, на 51‑м году жизни». (Н. Бабенко) 


При подготовке материала использованы книги «Северное управление строительства — путь длиною в 30 лет» и «Ленинградская АЭС. Годы. События. Люди».
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика