Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Исполнение такой мечты — дело непростое. Еще в январе Юлия отправила документы, чтобы пройти все проверки и получить допуск от Роскосмоса. «Когда стало понятно, что всё, я еду, и был заключен договор, я всё ещё не верила в реальность происходящего и старалась даже не дышать в направлении мечты, чтобы не спугнуть», — делится Юлия.
Любому запуску предшествует подготовка. В Байконур Юлия вместе с группой таких же «горящих» космосом людей со всей страны прилетела 7 сентября, чтобы решить все организационные вопросы и уже следующим утром отправиться на космодром, к монтажно-испытательному комплексу. «Когда ты стоишь рядом и своими глазами видишь эту огромную ракету, которую медленно вывозят на специальной железнодорожной платформе, а потом устанавливают на стартовом столе, видишь количество специалистов, задействованных в этих процессах — эти масштабы сильно впечатляют», — говорит Юлия.
На фото: Вывоз и вертикализация ТПК Союз МС-26 / Личный архив Юлии Прокофьевой
Подготовка космического корабля и стартового комплекса к пуску занимает три дня. Тем временем основной экипаж и дублирующий экипаж в составе Сергея Рыжикова, Алексея Зубрицкого и астронавта NASA Джонни Кима уже находились в гостинице «Космонавт» на двухнедельном предстартовом карантине.
За дни перед стартом участники поездки мало спали и ели из-за нехватки времени, зато объездили большое количество площадок, расположенных на территории космодрома. Которая, кстати, огромная — 6717 км2. В среднем путь от одной площадки до другой занимал около часа. В это время можно было послушать интересные рассказы сопровождающих.
Юлии удалось увидеть площадку №1, легендарный «Гагаринский старт», с которого 12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным, а всего было произведено 519 пусков, командный пункт, стартовые площадки ракет-носителей «Зенит» и «Протон». Особенно волнительно для нее было держать в руках настоящий «ключ на старт». Побывали и на измерительном комплексе «Сатурн» с огромным радаром, который одновременно может вести 256 объектов, и антеннами, узнали, как и куда поступает телеметрическая информация с датчиков ракет-носителей при пусках, как узнают координаты места падения отделившихся ступеней.
Особенные эмоции вызвал у визитеров ангар с разрушенной крышей, под обломками которой ржавеет и разрушается история — те самые Бураны. А рядом на железнодорожных путях стоят поросшие мхом и ржавчиной гигантские «кузнечики», платформы для перевозки «Энергии-Буран». От того, в каком состоянии это всё находится (включая вибрационный стенд с запертой там «Энергией» неподалёку), на глазах у очевидцев наворачивались слёзы.
На фото: Командный пункт «Энергии-Буран». Здесь с 1987 года ничего не изменилось, включая оборудование, которое до сих пор работает. / Личный архив Юлии Прокофьевой
На фото: ангар с разрушенной крышей, где гниют и ржавеют два «Бурана», и гигантских «кузнечиков», которые их когда-то перевозили. / Личный архив Юлии Прокофьевой
На фото: Испытательный комплекс для ракеты «Энергия». / Личный архив Юлии Прокофьевой
— Но окончательно мы не выдержали, когда оказались в командном пункте, а встретил нас там Сергей Палыч, человек, который сам лично участвовал в том самом запуске «Энергии-Буран». Немалыми усилиями всё оборудование там сохранено в исходном состоянии и до сих пор работает, — говорит Юлия. — В целом очень ценно было слушать рассказы о работе объектов от личного состава площадок. Они, как никто другой, знают всё до мельчайших подробностей. Но, к сожалению, эти рассказы часто не радостные, и от услышанного становилось грустно и обидно. Но масштабы поражали любое воображение.
В день пуска гости космодрома следовали за космонавтами буквально по пятам. Первой точкой стала гостиница «Космонавт» и проводы экипажей после карантина, а также прогулка по Аллее космонавтов. Оттуда основной экипаж поехал к зданию монтажно-испытательного комплекса, где они надели свои скафандры и их проверили на герметичность. Далее был доклад государственной комиссии (председателю и главному конструктору) о готовности к полёту, на котором все гости и родственники экипажа видят их в последний раз перед пуском. Уже оттуда основной экипаж отправился на площадку №31, готовиться к старту, а зрители — на площадку №2, в Музей космодрома «Байконур», ожидать выезда на наблюдательный пункт. Там можно было пообщаться и сфотографироваться с космонавтами, поискать знакомые фамилии на доске с автографами, которые экипажи по традиции оставляют перед полётом, выйти на улицу и прогуляться среди макетов летательных аппаратов или просто выпить кофе.
На фото: Юлия Прокофьева и космонавт Олег Артемьев — человек, на социальные сети которого Юлия давным-давно подписана. Через его контент она частично познавала мир космоса. / Личный архив Юлии Прокофьевой
На фото: день старта, проводы экипажей из гостиницы «Космонавт». / Личный архив Юлии Прокофьевой
Точка наблюдения за стартом находилась в двух километрах от стартового стола. Там в окружении других гостей, действующих космонавтов, родственников и оперативной группы Центра подготовки космонавтов можно было посмотреть пуск. За час до пуска перекрываются все дороги, ведущие к стартовой площадке. Глушится связь.
На фото: Вид стартового стола в перископ, расположенный под землёй в командном пункте. / Личный архив Юлии Прокофьевой
Вскоре звучит команда эвакуировать персонал со стартовой площадки, и колонна специалистов в сопровождении полиции и военной техники также приезжает на наблюдательный пункт.
— Стоя там и слушая все команды с трудом веришь, что это на самом деле с тобой происходит, — признается Юлия. — «Земля-борт», «Пуск», «Зажигание», «Предварительная», «Промежуточная», «Главная», «Подъём!», и ракета в облаке огня взмывает вверх. Момент и эмоции, которые запомнятся на всю жизнь!