185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, – самый «народный» русский художник.
В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна «Утро в сосновом лесу» перекочевали на фантики конфет.
Знаменитую картину Шишкина в народе называют по-разному: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор» и даже «Три медведя» (несмотря на то что медведей на картине четыре). Во многом виной тому сладости: новую «жизнь» произведению Шишкина подарили конфеты «Мишка косолапый» и шоколад «Три медведя».
Рецепт конфеты, как и ее упаковка, появились еще в дореволюционное время, когда фабрика называлась «Эйнем» — по имени ее основателя, немца Фердинанда Теодора фон Эйнема. Он много сил вкладывал в рекламу продукции и создал несколько серий конфет, в том числе «Русские художники и их картины».
Фабрика договорилась с Павлом Третьяковым, которому на тот момент принадлежала картина «Утро в сосновом лесу», и разместила репродукцию Шишкина на фантике.
В советское время дизайн фантика не изменился, зато «Мишка» стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: «Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!». Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.
В 1950-е конфета «Мишка косолапый» отправилась в Брюссель: фабрика «Красный Октябрь» участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.
Но конфетами история «Утра в сосновом лесу» не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.
В отличие от картин маслом они стояли дешево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. «Утро в сосновом лесу» и «Рожь», еще одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач.
«Мишки» попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие "Утро в сосновом лесу" стало одной из самых узнаваемых картин в России. Правда, случайный зритель вряд ли с ходу вспомнит ее настоящее название.