Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Как производители «зеленых» товаров спекулируют на экологичности и пользе

28.10.2019  -  20:22

Для многих жителей России понятие ЗОЖ стало не просто красивым словосочетанием, но и привычным образом жизни. При этом россияне занимаются спортом, гуляют на свежем воздухе, пьют чистую воду, и хотят употреблять экологически чистые, полезные продукты. В магазине таких можно встретить немало, вопрос в том, на самом ли деле они такие полезные и экологически чистые, как заявлено на упаковке.

Что такое гринвошинг

Гринвошинг — это маркетинговая уловка: товар позиционируется как здоровый или экологичный, но на самом деле таковым не является.

Термин возник из комбинации двух слов — green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации).

Ввиду относительно невысокой доли на российском рынке сертифицированных здоровых продуктов, значимая часть спроса на органическую продукцию удовлетворяется фактически за счет гринвошинга.

Приемы гринвошинга

Американская компания TerraChoice выделяет следующие приемы гринвошинга:

  • Акцент внимания на достоинствах продукта с одновременным сокрытием его недостатков.

  • Бездоказательные утверждения, которые не могут быть подвергнуты проверке покупателем.

  • Слишком общие утверждения (например, «полностью натуральный продукт»).

  • Неактуальные утверждения (к примеру, заявление о том, что продукт не содержит определенного вредного вещества, в то время как использование этого вещества и так запрещено).

  • Выбор меньшего из двух зол (продвижение продукта, который может быть экологичнее аналогов, но при этом все равно наносит вред).

  • Откровенно ложные заявления.

  • Несуществующие красивые знаки и маркировки.

    Например:

  • Магазины принимают обратно проданные ими пластиковые пакеты, не имея при этом возможности их переработать.

  • Энергетические компании заявляют об использовании «экотехнологий» при добыче нефти, хотя их деятельность в любом случае далека от экологичной.

  • Производители одежды утверждают, что, руководствуясь заботой о животных, отказались от использования мохера, кашемира, шелка и пуха, но продолжают шить из кожи.


Гринвошинг в России

В нашей стране некоторые участники рынка, пользуясь трендом на здоровый образ жизни и потребление продуктов, снижающих ущерб окружающей среде, вводят потребителей в заблуждение относительно «зеленого» или органического происхождения продукции путем нанесения на упаковки несуществующих маркировок.

По словам председателя правления Союза органического земледелия Сергея Коршунова, на сегодняшний день более 90% продукции, которая позиционируется как «органик», «эко», «био», таковой не является — это маркетинговая уловка. До недавнего времени участники рынка могли наносить информацию об органическом происхождении товара без всяких оснований и делали это безнаказанно. Но ситуация начинает меняться.


Новый закон защитит «органику»

Дальнейшему обману потребителей будет препятствовать, в частности, закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он вступает в силу в январе 2020 года. Законом вводится официальное определение понятия «органическая продукция», а также устанавливаются нормы ее производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации.

Производители больше не могут безнаказанно маркировать свою продукцию как органическую, не имея соответствующего сертификата: за подделку маркировки законом предусмотрены штрафы в размере от 10 до 100 тысяч рублей. Пока длится переходный период, наносить такую маркировку также запрещено.

Как защитить окружающую среду

Помимо органики (и приравненных к ней товаров) отдельно будет выделяться сельскохозяйственная продукция, выращенная или произведенная с использованием методов бережного отношения к окружающей среде. Проект соответствующего закона уже прошел общественное обсуждение и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Документ вводит четкое разделение понятий «органическая» и «зеленая» продукция, а также предусматривает создание государственного реестра, что затруднит введение потребителей в заблуждение относительно «зеленого» происхождения продукции, ведь всю необходимую информацию можно будет проверить онлайн.

Когда появится единый знак качества

Предотвратит введение потребителей в заблуждение знак «зеленой» продукции единого образца. То, как будет выглядеть знак, решит онлайн-голосование, запущенное на сайте Минсельхоза.

Принять участие в голосовании может каждый житель страны. Выбрать предлагается из пяти вариантов.



Поделитесь:
Яндекс.Метрика