От старой деревни Устье, которая давно уже вошла в состав Соснового Бора, сейчас мало что сохранилось. Несколько домов, название на старых картах. Но осталось самое главное — люди (а также их дети, внуки и правнуки), которые привычно называют себя «устьинские». Люди и их дела живут долго.
Капитаны из Устья
В 19‑м и начале 20‑го века Устье сильно отличалось от других приморских селений южного побережья Финского залива. Здесь работала мореходная школа, благодаря которой многие местные уроженцы стали профессиональными моряками, в том числе — известными капитанами.
Сегодня «Маяк» рассказывает об этой славной странице нашей местной истории.
Диплом на звание штурмана
Устьинская мореходная школа была открыта в 1886 году судоторговцем Моисеем Никифоровым на паях с другими купцами. Она располагалась в разные периоды в разных домах, принадлежащих купцам Никифорову, Миронову, Петрову. В школе были классные комнаты, столовая, кухня, библиотека. Первые два года Устьинскими мореходными классами заведывал поручик Наркевич. Учеников в разное время было от девяти до трёх десятков человек.
Здание устьинской мореходной школы
Ежегодно Министерство Народного просвещения отпускало 1000 рублей на жалование преподавателям и на приобретение различных пособий. Ещё 100 рублей выдавалось устьинским сельским обществом на содержание помещения мореходных классов. Поступали также средства от Министерства финансов и Главного управления торгового мореплавания и портов (по 1000 рублей, от уездного земства (150 рублей). Были и частные пожертвования.
В школе преподавались: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, навигация, лоция, морская практика, такелажные работы, география, законоведение, русский язык (специальный курс).
Срок пребывания в мореходных классах не ограничивался и зависел от предварительной подготовки поступающих. После курса сельского двухклассного училища достаточно было и двухлетнего срока обучения. А после сельского одноклассного училища необходим был более долгий срок для полной подготовки к экзамену на звание штурмана каботажного плавания.
Тот, кто успешно отучился и получил свидетельство об окончании мореходных классов, освобождался от воинской повинности. А выдержавший правительственный экзамен и защитивший диплом на звание штурмана получал бессрочный паспорт.
При открытии в мореходных классах числилось 15 учеников, но потом их стало меньше. Хотя само обучение было бесплатным, но нужно было платить за проживание и питание. Далеко не каждому из окрестных жителей такие расходы были по карману.
Местное рыболовство и сплав разных лесных материалов в конце 19 века постепенно теряли свое значение как источник заработка. Поэтому местные крестьяне проявляли всё больший интерес к возможности обучения своих детей новым, морским специальностям.
«Существующие в деревне Устье мореходные классы желательно было бы обставить таким образом, чтобы ими могли пользоваться и дети не зажиточных родителей» — подчеркивалось в отчёте Петергофского уезда за 1890 год.
Капитаны из Устьинской школы
Мореходная школа в Устье существовала, по некоторым сведениям, до 1917 года. Среди её выпускников было много местных жителей, которые стали блестящими моряками и вписали свои имена в историю Балтийского мореходства и родной страны.
Георгий Михайлович Миронов (1879-1941) на действительной службе.
Окончил Устьинскую мореходную школу.
Капитан местного плавания.
Репрессирован в 1937г.
Устьинскую мореходную школу в свое время также закончили коренные жители здешних мест И. В. Трескин, А. М. и В. М. Мироновы, М. Н. Прокофьев, И. С. Карасев, Н. И. Лукин и другие. Ф. Д. Филимонов плавал на судах и ледоколах. Капитанами дальнего плавания стали наши земляки уроженец деревни Ручьи А. А. Санталайнен, также уроженец Липово П. А. Писпонен. В. М. Писпонен, уроженец Липово, получивший специальность штурмана, в советское время много лет руководил моторно-рыболовецкой станцией в Устье. Выпускником школы был М. П. Панфилов, который в 1920 году повел одно из первых советских торговых судов в загранплавание, а в 1943–44 году возглавлял Балтийский транспортный флот.
Афанасий Михайлович Миронов (1897-1972) — капитан дальнего плавания.
Выпускник Устьинской мореходной школы
Местный житель Андрей Николаевич Федоров окончил Устьинскую мореходную школу, академию Водного транспорта в советское время. Был капитаном III ранга, капитан-лейтенантом во время войны, начальником Одесского порта в войну. После войны служил начальником южных портов: Новороссийского, в Поти, Рени. Его родной брат, Александр Николаевич Федоров, также выпускник Устьинской мореходной школы, был комиссаром «Авроры» в 40‑е годы, в войну — командиром торпедного катера, погиб в бою при высадке десанта в районе Шлиссельбурга.
Выпускник Устьинской мореходной школы Иван Иванович Афанасьев (1901-1952).
Знаменитый капитан дальнего плавания периода Великой Отечественной войны.
Герой Советского Союза
Выпускниками этой школы были и три брата из семьи Афанасьевых. Павел Иванович работал помощником капитана на пароходах «Пурга», «Трувор», «Ермак», «Красин». Дмитрий Иванович — капитан парохода «Кремль», репрессирован в 1937 году.
Самым знаменитым выпускником Устьинской мореходной школы стал Иван Иванович Афанасьев, получивший звание Героя Советского Союза после похода в составе союзного арктического конвоя PQ‑16 в 1942 году капитаном на судне «Старый большевик». Он спас горящее на воде судно и благополучно привёл его в порт вместе с грузом. Его именем названа улица сначала в родной деревне Устье, а затем в Сосновом Бору.
Подготовила Нина Князева
При подготовке материала использованы данные Ленинградской областной научной универсальной библиотеки и портала
www.edu.sbor.net.
* * *
Из отчета земской управы Петергофского уезда за 1905 год:
«Внести в смету губернских расходов на 1905 год 480 руб. в пособие на содержание 10 пансионеров при Устьинской мореходной школе Петергофского уезда».
Из отчёта земской управы Петергофского уезда за 1890 год. Выдержки из доклада об Устьинских мореходных классах
«На деревне Устье, Ковашевской волости, существуют мореходные классы, открытые в ноябре месяце 1886 года. Цель их — сообщать необходимые знания по мореходству для подготовки штурманов каботажного (вблизи берегов) плавания.
Открыты они для безвозмездного пользования лицами всех состояний и возрастов, имеющих познания в объеме курса сельских народных училищ.
Классные занятия продолжаются с ноября до апреля, т. е. в продолжение закрытия навигации, а по открытии последней ученики обязаны быть в плавании. Ученики мореходных классов, достигшие 21 года и пробывшие в плавании не менее 16 месяцев, допускаются к правительственному экзамену на приобретение звания штурмана каботажного плавания, после чего выдержавшим дается диплом на это звание.
Помещаются классы в доме местного крестьянина Максима Петрова, с которым ежегодно заключается контракт по 125 руб. без отопления.
В настоящее время от крестьян Устьинского сельского общества поступило ходатайство о выдаче им ежегодного пособия в 100 рублей на уплату за помещение, занимаемое мореходными классами. В своем ходатайстве крестьяне указывают, что эти классы имеют важное значение, так как главным источником заработать для прибрежных деревень служит мореходство…».
Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович на общие расходы ежегодно с 1899 года жаловал школе 125 руб.
В конце 19 века цены были примерно такими: десяток яиц можно было купить за 20 копеек, курицу — за 70 копеек, хлеб за 4 копейки. Средняя зарплата была около 400 рублей в год. Учитель получал 900 рублей в год.