На Финском заливе, в районе Шепелевского маяка, проведена экспедиция на место гибели советского торпедного катера типа Д‑3 в годы Великой Отечественной войны. Обследование проводила автономная некоммерческая организация «Морская военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества» (АНО МВИЭКС).
Катер найден, экипаж известен
Первый акустический контакт подводного объекта был получен фирмой «Морская геодезия», входящей в состав АНО МВИЭКС, в 2013 году. Многолучевым эхолотом был четко зафиксирован эхоконтакт, который уверенно дешифрировался как торпедный или сторожевой катер типа Д‑3. В 2015 году фирмой «Фертоинг» данный катер был обследован подводной телевизионной аппаратурой. Инициатива нового обследования катера типа Д‑3 выдвинута членом АНО МВИЭКС, жителем Соснового Бора, Игорем Григорьевичем Алепко по результатам исторических исследований.
Очевидно, речь идёт о гибели трёх торпедных катеров ТК‑72, ТК‑82 и ТК‑102, потопленных немецкой авиацией в ноябре 1941 года.
Современные навигационные приборы катера, выбранного для исследовательских работ, позволяли обеспечить точную постановку над местом подводного объекта и проведение комплексных водолазных работ. Дополнительно исследовательский катер был оснащен телеуправляемым подводным аппаратом «Си-Вулф», доработанным специалистами компании «Морская геодезия» для работы в акваториях российских морей (с системой подводной навигации, гидролокатором кругового обзора, манипулятором, кино- и фотооборудованием).
В результате выполненных 22 мая обследований катера, удалось зафиксировать координаты места гибели советского торпедного катера.
Работа экспедиции проводилась в год 70‑летия Великой Победы, при поддержке командования ЛенВМБ и музея истории Кронштадта. Экспедиция приоткрыла ещё одну тайну периода Великой Отечественной войны. Исследования дополнены ценными гидрологическими наблюдениями водной среды, которые проведены учеными Российского государственного гидрометеорологического университета.
К настоящему времени правительством Ленинградской области проявлен интерес к подъёму катера и его установке для использования в качестве музейного экспоната в создаваемом музейном комплексе «Кронштадт-2» в порту Луга.
Е. Кобчиков, заместитель директора музея истории Кронштадта, кандидат исторических наук В. Проворов, председатель правления морской военно-исторической экспедиции «Во славу Отечества»
* * *
Кстати
Относительно погибших торпедных катеров и их экипажей сегодня известно следующее.
Катера были построены в Ленинграде на катерном заводе № 5 НКВД в сентябре 1941 года и 20 октября вошли в состав флота. 1 ноября 1941 г., согласно полученному приказу, отряд в составе торпедных катеров № 72, № 82 и № 102 под командованием командира отряда Кострулина следовал из Кронштадта на о. Ханко. Северо-западнее Шепелёвского маяка отряд был атакован группой немецких истребителей Ме‑109. В результате отсутствия боевого опыта (катера находились в строю всего 10 дней), слабого зенитного вооружения, подавляющего огневого превосходства противника катера были потоплены вместе с экипажами. При полном водоизмещении 36 тонн эти деревянные катера имели скорость 32 узла, несли по две 533‑мм торпеды и 2 пулемёта калибром 12,7 мм. Экипаж катера — 9 человек.
Тела погибших моряков прибило к острову Сескар, где их и похоронили. В 1975 году было проведено перезахоронение погибших с острова на воинское кладбище в Ломоносове.
Имя командира отряда Кострулина и моряков этих катеров занесены на плиты мемориала «Защитникам Отечества» в Сосновом Бору.