Мы побывали в очень необычном месте — творческой мастерской сосновоборского художника Сергея Серёгина. Здесь, среди уютных стен, многочисленных картин и разноцветных тюбиков с красками, он рассказал корреспонденту «Маяка» о самом главном — о жизни и творчестве.
Начало пути
Родился Сергей 17 февраля 1965 года в семье Ивана и Елены Серёгиных. После окончания 8 класса он приехал в Харьков, где поступил в железнодорожное училище, где получил специальность токаря. С 1983 по 1985 служил в Германии, а после службы с товарищами отправился покорять Дальний Восток, в Находку. Успел поработать пожарным и как раз в это время начал активные поиски себя.
«Я потратил немало времени, обучаясь не там, где хотел. Я понял — раз у меня натура художника, то следует этим и заниматься» — говорит Сергей Иванович.
Сосновоборские краски
Сергей Серегин женился и переехал в Сосновый Бор, где продолжил работать пожарным, но на пенсию вышел рано — в 38 лет. Тогда и смог полностью окунуться в то, что доставляло истинное удовольствие — рисование.
«Я работаю в жанре пленэрной живописи, что подразумевает очень быстрое письмо, — рассказывает он. — Что-то получается сразу, а что-то приходится дорабатывать уже в мастерской.
Первый мой опыт был очень запоминающимся: мы со знакомым — опытным художником, выехали на залив. Это место очень располагает к рисованию, ведь такое большое пространство неба и красота воды — настоящее раздолье для творчества.
Очень люблю Глуховку, Коваши, залив. Местная природа прекрасна. В своих картинах люблю отражать старину — с большим удовольствием писал Выборг, некоторые места в Петербурге. Сейчас я пейзажист, но хочу добавлять в свои картины жизнь: людей, портреты, какую-то деятельность».
«И соли — хорошо, и перца — нормально»
Первая выставка, в которой участвовал Сергей Серёгин, прошла от Клуба «Художник» — старейшего любительского объединения на базе ДК «Строитель». В этом клубе состоят многие профессиональные и самодеятельные художники, работающие в разных жанрах.
«Конечно, я волновался на открытии, но благодаря моим стихам, которые я демонстрировал на публике, было легче, — поделился Сергей Иванович. — Участие в выставках для художника очень важно — можно посмотреть на себя со стороны, сравнить свою работу с другими картинами. Хорошая черта для художника — завершать свою работу вовремя, когда «и соли — хорошо, и перца — нормально». Я много раз видел, как профессионалы без конца работают, что-то добавляют, убирают и сами не замечают, как «затирают» ту живость и экспрессивность, которая была».
Сергей Серёгин уверен: через картины художник должен передавать эмоциональное отношение и каждый раз открывать для себя новые горизонты. Варианта тут два: либо ты остаёшься в своих рамках, либо — идёшь дальше.
«Винтики», вдохновение и жизнь
Сергей Серегин: «Картину «Туман в порту» я написал в Гамбурге. Порт — это настоящая маленькая жизнь»
«Искусство — процесс сложный. Поэзия, музыка — всё это требует умения выражать, делиться чувством и мыслями о чём-то значительном. Сейчас многое идёт к упрощению — подменяются понятия, человек мыслит технически, да и живёт так же, ощущает себя каким-то «винтиком» большой машины. Конечно, нет ничего плохого в научно-техническом прогрессе, но лишний раз подумать о нравственной составляющей было бы не лишним», — поделился размышлениями Сергей Иванович.
Ежегодно, на протяжении вот уже десяти лет Сергей Серёгин проводит 3–4 персональные выставки. Он очень интенсивно пишет и ему всегда есть что показать.
А как же вдохновение? «Вдохновение — очень хорошая штука. Только нужно знать, что с ним делать. Чем больше человек практикуется, тем легче ему справиться со многими задачами, а если он не готов — никакое вдохновение ему не поможет. Ну, пришло оно — а дальше-то что с ним делать?» — смеётся Сергей Иванович.
Сергей Серегин работает без отпуска в обычном понимании слова: «Я могу куда-то съездить, привезти серию работ, и это многим непонятно. Как взрослый и семейный человек может вот так всё бросить и уехать творить? В таком подходе я немного авантюрист — в хорошем смысле этого слова».
Картины Сергея Ивановича завораживают: здесь красота и спокойствие местных пейзажей, едва уловимый аромат лесов, неизведанные тропы дальних стран и, главное — отражение любви к своему делу, ведь рисование для него — это не работа. Это жизнь.