Валидаторы позволяют использовать социальные билеты (Фото Виктора Поповичева)
Автотранспорт одержал окончательную и бесповоротную победу над железнодорожным. Этот вывод можно легко сделать, про¬анализировав отзывы наших читателей на работу транспорта. Если раньше сосновоборцы не уставали предъявлять претензии к электричкам, то теперь ругают работу пригородных автобусов. И дело совсем не в том, что электрички стали ходить лучше. Просто, окончательно похоронив надежду на улучшение качества работы железной дороги, народ дружно пересел в маршрутные автобусы. Их работа пока еще тоже далека от совершенства, вот и жалуются люди. Значит, не оставляют надежды на улучшение.
Последними, в январе нынешнего года, автобусами при поездках в Санкт-Петербург стали пользоваться льготные категории пассажиров. До этого добраться на автобусе до Питера они могли только с пересадкой в Ломоносове на 675-м (Ломоносовском) маршруте. Но с начала года по инициативе муниципального предприятия «Автотранспортное» на 401 маршруте автобуса были введены специальные социальные рейсы для перевозки льготников.
Интересно, что инициативу проявило именно СМУП «АТ» — в областном конкурсе на право перевозки пассажиров на 401-м коммерческом маршруте (в нагрузку добавлялось несколько заведомо убыточных социальных маршрутов в ближайшие деревни) оно не участвовало.
По итогам конкурса официальным перевозчиком на маршруте стало ООО «Росс-Авто», руководство которого неоднократно обращалось в областной комитет по транспорту с просьбой изменить статус маршрута на социальный, то есть разрешить оснастить все автобусы валидаторами для обеспечения возможности пассажирам использовать социальные проездные билеты (для перевозчика все пассажиры одинаковы, поскольку за льготников он получает компенсацию из областного бюджета). Но по непонятной причине область отклонила это предложение, поддержав желание не имеющего никакого отношения к маршруту муниципального автопредприятия проводить специальные, социальные рейсы на маршруте.
Заручившись поддержкой областных чиновников, СМУП «АТ» получило разрешение на социальные рейсы на 401-м. Их, правда, приходится делить с официальным перевозчиком, которое предпочло худой мир доброй ссоре. Кстати, на подобный компромисс «Росс-Авто» пришлось пойти уже во второй раз за время работы на маршруте. После небезызвестной сосновоборцам истории с «маршрутной войной» на линии параллельно работает еще и АТП «БАРС-2».
В результате «Росс-Авто» делит с АТП «БАРС-2» коммерческие рейсы, а со СМУП «АТ» — социальные. К чему тогда вообще проводился конкурс на право перевозок на маршруте, совершенно непонятно.
Но вернемся к «социальным» рейсам. Их всего три, и осуществляет их один автобус. «Росс-Авто» выделило для этой цели самый любимый пассажирами большой «Мерседес». Но его вместимости все равно не хватает. Вынужденные часто пользоваться автобусом при поездке в Питер знакомые (не льготники) признавались корреспонденту, что часто специально садятся на «социальный» автобус — более комфортабельный и вместительный. И запретить им этого никто не имеет права, поскольку в Правилах перевозки пассажиров ясно сказано, что ни один пассажир не может иметь преимущества перед другим.
И даже если автобус оснащен валидатором и на лобовом стекле красуется табличка «Социальный», это отнюдь не означает, что на нем не имеют права ездить пассажиры без социальных проездных документов. Водитель автобуса, по словам директора «Росс-Авто» Р. Сабитова, не имеет права отдавать преимущество одним пассажирам перед другими только потому, что в их руках есть социальный проездной билет (об этом же говорит и директор СМУП «АТ» Е. Нагорный). А если будет — тем самым нарушит Правила перевозки пассажиров. Согласитесь, ведь если бы было иначе, льготные категории пассажиров во всех автобусах имели бы преимущество перед обычными пассажирами.
С точки зрения льготных категорий пассажиров, это совершенно несправедливо. Но еще более несправедливо выделять пассажиров с социальными проездными документами в отдельную категорию, отправляя их, как в резервацию, на спецрейсы.
И жаловаться на это надо не перевозчику, а в областной комитет по транспорту, который и создал ситуацию, которой нигде в области больше не увидишь.