Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Именно по её инициативе в Сосновом Бору был открыт класс вокала в музыкальной школе, воспитанниками которого стали сотни талантливых детей. Многие из них продолжили свой творческий путь, отучившись в музыкальных училищах, консерваториях, а после, став дипломированными специалистами, уже на большой сцене, как когда-то и сама Лариса Александровна.
Некоторые её выпускники до сих пор считают, что самой сложной ступенькой музыкального образования было «пройти школу Бобровой». Но, несмотря на это, большинство её воспитанников до сих пор продолжают сотрудничество с педагогом, называя её за глаза своей «музыкальной мамой». В эти апрельские дни Лариса Боброва отмечает юбилей. Впрочем, о прожитых годах наша героиня говорит просто: «Когда человек чем-то по-настоящему увлечён — возраст молчит».
Беседовать о музыке, творчестве, людях с Ларисой Александровной можно бесконечно, поэтому просто дадим ей и её ученикам слово. Пусть сами расскажут о том, почему человек влюбляется в музыку, и что это за семь замечательных причин, по которым стоит обучаться вокалу.
— Человека формирует среда, в которой он растет, она его и обучает, воспитывает. Я родилась в семье инженера и актрисы. С детства меня пленил дух сцены. Я выросла в театре, для меня это родное. Хотя после школы я хотела поступать в Литературный институт: писала стихи, рассказы, печаталась в заводской многотиражке — интересы мои всегда были разнообразны, однако мама заставила меня после музыкальной школы продолжить учёбу в музыкальном училище. Видела она во мне пианистку, но я согласилась только на два факультета — теоретический и дирижёрско-хоровой, на них и поступила.
А уже потом стала заниматься вокалом, с лёгкой подачи моего педагога — Ольги Николаевны Ковалевой и будущего народного артиста Леонида Сметанникова. В студенческий период началась моя концертная деятельность и накопление репертуара.
—Выйдя замуж, я как молодой специалист оказалась в Сосновом Бору. Все сложилось удачно — знакомство с прекрасными концертмейстерами Натальей Андреевной Поповой, Нелли Ивановной Артюх, актрисой Харьковского оперного театра, преподавателем вокала Харьковской консерватории Ольгой Евгеньевной Сочинской. Все это и предопределило мой дальнейший творческий путь.
Именно благодаря благословению Ольги Евгеньевны был открыт класс вокала в городе. Это прекрасная женщина, певица, актриса, владевшая методикой итальянской школы постановки голоса, основы которой она передала мне, и есть основатель школы академического вокала в нашем городе.
Ольга Сочинская, появившись в Сосновом Бору уже в преклонном возрасте, успела выучить и воспитать несколько поколений замечательных вокалистов‑сосновоборцев, которые стали профессионалами и работают в разных театрах мира: в Петербурге, Сыктывкаре, Гамбурге, Киеве. Всех городов не перечислишь. Вот и меня Ольга Евгеньевна уговорила открыть класс вокала в ДМШ, и благословила на преподавание, убедив, что у меня обязательно все получится. Получилось. С 1992 года класс академического вокала функционирует в городе.
— Наверное, нельзя было бы представить мою жизнь без ансамбля «Вариации», которым я руковожу вот уже 20 лет при ГКЦ «Арт-карусель». Этот ансамбль — дипломант и лауреат многочисленных конкурсов. В нем участвуют выпускники моего вокального класса и школьники, которые хотят попробовать себя не только в академическом пении, но и в эстраде, джазе.
Вообще, ансамбль появился внезапно. Мы назвали его «Вариации», в перспективе имея в виду, что он будет варьироваться. Изначально мы с ребятами пели «для себя» в квартире, где проживали молодые специалисты. Среди них были летчики, инженеры, музыканты, которые обладали природными голосами, они великолепно играли на гитарах, пели джаз, народные песни, романсы.
В один прекрасный день нас заметила Марина Андреевна Хозяйкина и предложила спеть в «Арт-карусели». Благодаря ей ансамбль получил концертную площадку и начал активно развиваться. Конечно, в нем периодически меняются участники, но всегда остаются те, кто неравнодушен к музыке, кто вырос и продолжает петь.
— Вот вы мне задали вопрос — могу ли я назвать причины, по которым стоит обучаться вокалу? Могу назвать несколько замечательных причин. Причина первая — творческая. В каждом человеке природой заложено желание создавать красоту. Проявление внутренних потребностей и самовыражение превращаются в различные шедевры искусства. Обучение вокалу, развитие голоса помогает реализовать свои творческие порывы и стремления.
Причина вторая — коммуникативная. Одна из важных составляющих человеческой жизни — это общение. Но часто бывает, что человек, живя в виртуальном мире компьютерных технологий, не имея возможности живого качественного и позитивного общения, по сути, одинок. Многие занимаются вокалом не только для того, чтобы с удовольствием попеть, но и с целью пообщаться с хорошими людьми.
Причина третья — медицинская. Пение укрепляет организм и продлевает нам жизнь. В процессе обучения вокалу улучшается настроение, активизируется работа сердечно-сосудистой системы, нормализуется сердцебиение, развивается речь, лечатся картавость и заикание.
Причина четвертая — красивая. Обучение вокалу помогает убрать неровности в голосе, наладить правильный выдох, сделать голос мягким, звонким и полетным. А красивый голос — это один из показателей нашей успешности.
Причина пятая — развивающая. Обучение вокалу — это еще и внутреннее эстетическое обогащение. Вокалисты, развивая свой певческий голос, получают возможность развить и расширить свой музыкальный кругозор, знакомятся с различными песенными жанрами. Человеку, развивающему свой голос, доступна вся известная вокальная музыка мира.
Причина шестая — интересная. Обучение вокалу предполагает активную концертную жизнь.
Причина седьмая — счастливая. В процессе пения вырабатывается чудесный гормон счастья — эндорфин. Именно поэтому мы испытываем удовольствие и радость от правильно организованного, приятного нашей душе пения.
Пойте, мои дорогие, развивайте свой природный дар — ваш вокальный голос, радуйтесь себе, делитесь этой радостью с миром и будьте счастливы.
Конечно, ориентир при обучении вокалом идет, прежде всего, на индивидуальность учеников, предпочитаемые интересы, а далее уже — расширение и разнообразие репертуара, учитывая голосовые особенности и темпы развития.
Почему человек тяготеет к музыке? Так вот, ответ у Александра Сергеевича Пушкина: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия»…
А вообще, влияние музыки на человека активно изучается многими учеными мира. И на сегодняшний день им удалось узнать немало удивительных фактов. Существует даже такое понятие как «музыкотерапия», которая доказывает положительное влияние музыки на весь организм человека. Но обнаружены факты и разрушающего воздействия некоторой музыкальной субкультуры, и это очень серьёзно.
— К сожалению, я не умею видеть будущее. Но уверена, что все мои воспитанники непременно будут счастливы, потому что научились дарить радость и счастливые мгновения другим. Вы спрашиваете, как я провожу свой досуг. Мой досуг — это удовлетворение моих интересов. А интересы мои, помимо профессиональных, весьма разносторонние. В их сфере — квантовая механика, теория струн, квазары, психология и квантовая психология, информационная медицина, творение мира, чтение методической литературы, классики. Люблю хороший детектив, музыку любого жанра, талантливо написанную и талантливо исполненную, театр, путешествия, артефакты. А также общение с интересными и дорогими мне людьми. А ещё хочу, чтобы просыпаясь каждое утро, у меня как в детстве дух захватывало от того, что всё ещё впереди!
Записал Александр Варламов