Большинство из нас уже не представляет жизни без потребительских кредитов. Это так удобно — приобрести понравившуюся вещь, не дожидаясь, пока на это появятся деньги. Но за все хорошее приходится платить. В данном случае, в буквальном смысле.
Главное — привлечь покупателя. Остальное — дело техники.
Не обманешь — не проживешь — это, как известно, основной закон торговли. Но, пожалуй, легче всего облапошить покупателя в сфере потребительского кредитования. Главное, привлечь его видом какой-нибудь заманчивой покупки, да чтобы повертел в руках или представил, как здорово она будет смотреться на его кухне. И все, считай, готово.
Завороженный (но все же прикинувший в уме сумму, которую придется заплатить в итоге), он подпишет любые бумаги, тем более что деньги придется отдавать потом.
Упрощенно схема обмана работает так: банк в рекламе утверждает, что он может выдать кредит, к примеру, под 12% годовых. Потребитель на это «клюет», а когда настает пора расплаты, оказывается, что цена вопроса в разы больше.
Есть банкиры, легко доводящие ставку и до 60%. Делается это за счет дополнительных комиссионных за открытие и ведение счета, штрафов за просрочку платежа, и еще есть не менее десятка способов.
Например, наша горожанка Карина, выплатив почти 17 тысяч за приобретенную в кредит стиральную машину, оказалась «должна» банку еще больше пяти тысяч. В ходе разбирательств выяснилось, что ежемесячная комиссия составляет не 1,7% — набежали пени за не вовремя переведенные (по вине банка) деньги, а часть суммы и вовсе не дошла до кредитора.
Видимо, если почитать условия договора, написанные где-то внизу мелким шрифтом, все бы это выяснилось сразу. Но продавец не счел нужным дать покупателю достоверную информацию. А выдавший кредит банк, видимо, был заинтересован, чтобы покупатель до поры до времени оставался в неведении.
Кредитор пообещал покупательнице, что если она не уплатит свой «долг», передать дело в суд. Пока же она даже не может доказать свою правоту. Не помогают и сохраненные чеки об уплате. Может быть, ей и не стоит беспокоиться, а, не дожидаясь иска от кредитора, подать на него встречный — за нарушение прав потребителя на право получения объективной информации при покупке, а также за откровенный обман? Тем более что прецедент уже есть. Федеральной антимонопольной службой уже выиграно несколько судебных дел против банков, занижающих реальные кредитные ставки.
К счастью, тем, кто будет брать кредиты, начиная с первого июля этого года, в суды обращаться не придется — все российские банки будут обязаны указывать в кредитных соглашениях эффективную, то есть полную процентную ставку с учетом всех комиссий и сборов.
***
Исследование условий потребительского кредитования, проведенное Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России показало, что заявленная процентная ставка во многих случаях меньше реальной процентной в 2—2,5 раза.
Проще говоря, по потребительскому кредиту сегодня люди платят в два раза большие проценты, чем те, которые им называют при оформлении кредита.