Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Интерес к истории военно-морского флота стал делом его жизни. За воссоздание хроники боевых действий Краснознамённого Балтийского флота в 1939—1945 годах Игорь Алепко в 2015 году был награжден литературной премией имени маршала Советского Союза К. А. Мерецкова. Игорь Григорьевич — член Русского географического общества, участник всех экспедиций на острова Финского залива по восстановлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны. Он был в числе инициаторов создания сосновоборского Городской музей в 1995 году и Клуба любителей военной истории. Имя Игоря Григорьевича Алепко занесено в Книгу Славы города Сосновый Бор.
В день своего юбилея Игорь Григорьевич по-прежнему энергичен и продолжает свои труды в области истории флота. В беседе с корреспондентом «Маяка» он рассказал немного об истории создания своих книг и о себе.
Игорь Григорьевич, откуда такой интерес к морю и морской тематике у человека, который провел детство в совершенно сухопутном Смоленске?
— С детства мне нравились фильмы, песни, книги о море. Большое впечатление произвел рассказ о морском бое японцев с англичанами в первые годы второй мировой войны, который стал для англичан настоящей катастрофой. Еще в школе я освоил морской сигнальный семафор (флажками) и знал азбуку Морзе (моя бабушка работала на телеграфе), освоил книгу «Морская практика». Поэтому и учиться пошел в этом направлении.
Вы походили по разным морям, что особенно запомнилось?
— В море все время что-то случается. Как-то в 1956 году Балтийском море ночью большое рыбоприёмное судна «Пенжино» подорвалось на мине. А мы шли тогда в Ригу. И я, в 4 утра заступая на вахту, заметил — на горизонте пускают ракеты — сигнал бедствия. Настоял, чтобы вахтенный помощник командира (не придавший ракетам значения) разбудил командира и доложил ему. Мы подошли. Выяснилось, что на том судне нет электроэнергии и отключилось радио, есть пострадавшие. Мы взяли судно на буксир и отвели в эстонский порт Виртсу.
Запомнился переход по Северному морскому пути на буксире из Калининграда на Дальний Восток — в Невельск (Сахалин). Чуть не застряли тогда в ледовом коридоре. Уже готовились зимовать на Колыме, но тут ветер отогнал лед от берега и несколько судов «бегом» успели проскочить.
Как вы стали писать книги и как вообще появилась эта идея — создать полную хронику военных лет Краснознаменного Балтийского флота?
— Морская тема меня интересовала всегда, хотелось узнать побольше. На пенсии устроился на работу в Петербурге в котельной — специально, чтобы быть поближе к Военно-морской библиотеке. И вот в какой-то момент рассекретили до этого совершенно секретную хронику — целые тома боевых донесений. Выносить их было нельзя, а фотографировать можно. И мы с товарищем фотографировали по 800 страниц за раз, всю эту огромную массу реальных документов — по каждому дню военных лет.
И я стал работать с этими документами, выбирать самые интересные моменты, проверять, дополнять… И оказалось, что до меня никто этого не делал! Я был единственным, кто взялся за этот труд. И в итоге получились мои книги о Краснознаменном Балтийском флоте — настоящая подлинная хроника того, что происходило на Балтике в годы Великой Отечественной войны — день за днем. В них отражены эпизоды боевых действий моряков-балтийцев как на море, так и на суше в оборонительных боях в Либаве, на Ханко и на островах Моонзундского архипелага, в операциях по овладению островами Гогланд, Большой Тютерс и Соммерс, дана полная картина эвакуации главной базы КБФ из Таллинна…
Известно, что вы вложили много сил в расширение мемориального комплекса погибшим подводникам в Устье.
— Я и темой подводных лодок занялся как раз в связи с этим мемориалом, до этого больше занимался близким мне надводным флотом. Заинтересовался этим, когда увидел, что в Устье появились плиты с именами погибших подводников. Стал искать материалы, познакомился со многими людьми, стал копать архивы — а многое ведь было засекречено… И узнал что, оказывается, погибло тогда не 12, а 38 подлодок и 39 экипажей. Описал судьбу каждой подлодки, по материалу, что удалось найти. Конечно, уже существующий мемориал необходимо было дополнить их именами. Работа над этим продолжалась около 20 лет. У меня появились союзники. Всегда поддерживал Д. В. Пуляевский, в том числе и в издании моих книг по истории флота (бывший глава Соснового Бора, ныне — вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области), очень помог в бытность свою депутатом Ленинградского областного Законодательного Собрания Михаил М. Т. Вивсяный. Понадобились немалые средства — около 6,5 миллионов рублей. Архитектор Ю. Т. Савченко сделал проект. Многие помогали. И вот, благодаря всем этим усилиям в 2015 году — в год 70-летия Победы — был открыт расширенный мемориал, выбиты на камне сотни имен…
У вас есть ведь кроме документальных хроник есть ещё и стихи.
— Первой была песня, посвященная броненосному крейсеру Паллада. В 1914 году в Финском заливе и ее торпедировала немецкая подлодка. Крейсер взорвался, погибли все бывшие на нем моряки — 589 человек. На флоте сложили песню об этом. До нашего времени дошли обрывки ее, и я создал свой текст. Многие реальные морские истории были написаны мною в стихах в двухтысячных годах. Они ценны не столько с поэтической точки зрения, сколько своей документальностью — это не выдумки, там все подтверждено фактически.
Печально, что память об этих,
Безвестно пропавших в волнах
Сегодня на всём белом свете
Ни в чьих не теплится умах.
А надо бы, надо сквозь годы,
Чтоб совесть свою не терять,
Нам в память о том переходе
Погибших по имени знать…
Можете ли вы назвать себя счастливым человеком?
— Да, я счастливый человек, потому что не водился с нехорошими людьми и был занят хорошим делом!
К настоящему времени опубликованы далеко не все материалы, собранные Игорем Григорьевичем Алепко. Несмотря на солидный юбилей, он продолжает дело по донесению этих бесценных реальных историй и героических имен до людей. И будет рад принять участие в экспедиции к островам воинской славы Финского залива, которую планируют осуществить этим летом.
Подготовила Нина Князева