Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Надежда Выборнова: «Мама научила меня улыбаться людям и первой здороваться»

28.12.2022  -  16:25

Она — приветливая и доброжелательная, ведущая многих мероприятий в Сосновом Бору, зажигательный инициатор и талантливый организатор многих творческих начинаний, всегда «с иголочки» одетая и с оригинальной прической, интересный человек и хороший друг. Надежду Выборнову в Сосновом Бору знают очень многие. Тысячи людей видели ее на сцене, занимались в творческих коллективах, которые она курирует, побывали на мероприятиях, которые создавались при ее непосредственном активном участии. Для сосновоборцев ее имя прочно связано с Клубом ЛАЭС и его преемником — Центром развития личности «Гармония», где Надежда Сергеевна проработала уже более 30 лет. Но это только часть (хотя и значительная) ее творческого пути. Недавно Надежда Сергеевна отметила личный юбилей. Хороший повод — поговорить о путях жизни и о людях, которые на них встречались, а также о необыкновенной профессии организатора культурной жизни и общих праздников.

Надежда Выборнова: «Мама научила меня улыбаться людям и первой здороваться»
Надежда Выборнова: «Мама научила меня улыбаться людям и первой здороваться»

Надежда Сергеевна, откуда вы родом?

Родом из Вышнего Волочка — город между Петербургом и Москвой. А точнее, из пригорода — поселка при стекольном заводе «Красный май». Это был очень большой завод, на нём изготавливались кремлёвские звёзды. Было несколько цехов, работала не одна тысяча человек, предприятие с еще дореволюционной историей. История завода насчитывала 129 лет на момент остановки печи. Для подобного производства остановка печи — остановка сердца — верная смерть. 1873-2002 — годы жизни завода. С 1873 бывший химический заводик меняет владельца, новый хозяин — купец 2-ой гильдии Андрей Васильевич Болотин — ставит первую стекловаренную печь и в этом же году на завод приезжает известный стекловар Василий Векшин, благодаря ему завод начинает работать с цветным стеклом.

При заводе был красивый музей с произведениями из стекла от времен Болотина до авангардных изделий советских московских художников. На заводе работали мои родители, тети, дяди, мы все в поселке были связаны с ним и даже практику школьники проходили там. Но теперь это только воспоминания, завод не работает. В 2002 году остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи — процесс долгий и дорогостоящий. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода превращена в руины.

«Красный май» — поселок городского типа, в котором было три школы, Дом культуры (куда приезжали знаменитости и проходили концерты, кстати, бесплатные), музыкальная школа, Дом пионеров, заводская библиотека, профилакторий-санаторий, пионерский лагерь и свой теплоход, на котором мы ездили в лагерь. А ещё там много воды кругом: водохранилище, несколько рек — Вышней Волочек недаром называют Русской Венецией.

Расскажите о своей семье.

Я из рабочей семьи. Папа, Сергей Федорович, любил уединение и был распрекраснейшим уникальным специалистом — он ремонтировал заводские печи. На него надевали специальную робу, обливали водой и опускали в эту раскаленную печь, чтобы он ее правильно настраивал. Он ездил в командировки, был очень востребованным мастером. Он также прекрасно складывал печи, камины, его очень уважали за золотые руки.

У меня была удивительная мама, Анна Васильевна. Я очень хочу быть похожей на нее. Она была добрейший светлейший человек, которого помнят и любят до сих пор. Она была очень терпелива, внимательна к другим, ни с кем не конфликтовала, сидела с чужими детьми и щедро делилась своей добротой со всеми… И именно она научила меня всегда улыбаться, если я вижу знакомого человека, и первой здороваться. Я за это маме очень благодарна.

С какого возраста человек себя помнит? Все по-разному. Мне кажется, что я помню, как года в два хлопотала рядом с мамой, когда она занималась делами по дому, со своей маленькой посудкой, стряпала, стирала. Или уже постарше надолго затихала где-нибудь в углу, играя сама с собой. На время моего погружения в себя мама теряла меня, потому что обычно очень громкой Нади не было слышно. Так я могла сидеть часами, разыгрывая разные жизненные ситуации в воображении, а потом режиссировала их во дворе с подружками. Помню, как сидела у отца на плечах, обхватив руками его голову, мы шли в гости к папиному другу дяде Леше. Или сидела в санках закутанная, санки скользят по льду, меня везут на санках по речке Шлина в баню, которая стоит на дамбе. Дамбу эту построили пленные немцы. Помню ощущение после бани, ты стоишь на дамбе и видишь речку, которая как раз в этом месте впадает в водохранилище, на месте которого родители еще помнят старые улицы поселка. Я даже помню, как моя сестра Вера съела свой молочный зуб вместе с булкой и была этим событием напугана. Я помню запахи и звуки, даже прикосновения. Шершавость больших тополей, которые росли по всей нашей улицы Кирова, но самое главное, я помню теплые, маленькие и такие нежные мамины ладошки. Когда я болела, мама гладила меня, и становилось хо-ро-шо. Помню ливень и радугу после него и цветущий яблоневый сад возле нашей школы, я бегала от дерева к дереву и пила дождевую воду с лепестков яблонь. Я помню даже запах яблонь после дождя. Помню, как смотрела на себя, любуясь: в зеркало, бабушкин самовар, гладь воды. Даже называла себя картинкой, а сестру почему-то балалайкой. Хотя этой балалайкой была, конечно, я. Маме говорили: «Там где твоя Надька, там вокруг нее слушатели». Голос у Надьки — низкий, но громкий, слышен далеко. И концерты во дворе и в нашей квартире за билетики помню, и купленный телевизор, который ходили смотреть все соседи и сидели даже на полу. И как сестра Вера учила меня плавать. И как надолго задерживалась с одноклассницами после уроков в школе, и никто нас оттуда не гнал. И как сейчас понимаю, мы играли в ролевые игры. И песенки, записанные в тетрадку и пионерлагерь им. Олега Кошевого, куда отправлялся теплоход под звуки духового оркестра, который был при заводском клубе и как потом этот клуб сгорел, а я туда ходила в любимый танцевальный кружок. И как закладывали капсула с посланием для потомков в фундамент памятника Ленину, что стоял возле клуба.


Я школьницей была очень бойкая и слушалась только старшую сестру Веру (старше меня на 4 года, с твёрдым характером и золотым сердцем). Скажет она мне, что надо что-то по дому сделать, и только тогда я делаю. И она за меня всегда стояла горой.

Организаторские и творческие способности проявились у вас уже в детстве?

Первой учительницей у меня была та же, что и у старшей сестры, Александра Марковна Дроздова — строгая такая. И когда меня в первый раз вызвали к доске, мне так было страшно, я так покраснела, что лицо стало пунцовое, голос дрожал. И мне так это не понравилось, что я себе сказала «нет, этого больше не будет». И вот, как в первом классе переломило, так и пошло. Я попереживала немного, а потом стала заводилой. И в школе, и в училище я была, как говорят, «в каждой бочке затычка». Мне очень нравилось организовывать вечера в школе, читать стихи. И меня поддерживали учителя. У нас были прекрасные педагоги: интеллигентные, эрудированные. Классный руководитель Тамара Ивановна Праволюбова в старших классах всегда читала моё сочинение по литературе перед всеми. И с лукавым видом говорила: «Я давала вам тему «За что я люблю Маяковского» и прочитаю вам сочинение Нади Тихомировой, которая написала сочинение на тему «За что я не люблю Маяковского». Именно она привила мне любовь к Маяковскому и научила лучше понимать поэзию. Она всегда просила меня читать стихи на школьных мероприятиях.


Как получилось, что девушка из рабочей семьи выбрала творческую профессию?

У меня не было выбора — какую профессию выбрать. Конечно, творческую! Родители нам никогда ничего не указывали. Да все видели: ну что мне делать на заводе. Возможно, если бы я жила, допустим, в Москве, я бы захотела пойти на телевидение: вести прямые эфиры, импровизировать… Мне всё это очень нравилось, это интересно. Но я вовремя поняла — что это не моя дорога. Мне надо общаться с людьми напрямую, не через эфир. И я поступила в Калининское культпросветучилище (ныне Тверской колледж искусств), училась там по специальности «Режиссура клубных мероприятий». Туда шли самые «живчики» и я оказалась в своей стихии. Кто должен вести экзамен по актерскому мастерству или культуре речи? У меня не было и тени сомнения, что я сделаю это лучше других. Откуда во мне столько самоуверенности было — не знаю. Сейчас мне кажется, что это неправильно, хотя, наверное, тогда в какой-то степени мне это помогало — уверенность в себе.


А после учебы, наверное, было распределение?

Конечно. Закончила училище, училась хорошо, и по областному распределению решила поехать «нести культуру в массы» — в райцентр Фирово. Там был двухэтажный дворец культуры. Но там начались и бытовые сложности. В нашем доме в частном секторе, где мы жили с девочками -преподавателями музыки: дрова, печка, вода из колодца, такое практически деревенское хозяйство… А меня никогда не тянуло к земле. У меня, к примеру, никогда не было и будет дачи, она мне не нужна. И поездки в колхоз для меня всегда были каторгой. Не моё. С бытовой точки зрения было тяжело там жить. И мы быстро оттуда уехали в Мурманск, на родину одной из девочек, где нашли себе работу.

Как вы попали в Сосновый Бор?

Я работала в Мурманске в областной юношеской библиотеке. Меня все время отправляли читать лекции, проводить беседы, работать в передвижной библиотеке, и мне это нравилось. Но в самом Мурманске мне не нравились ни полярный день, ни полярная ночь. У меня все время небо на плечах висело. Нужно было менять климат. И я поехала к сестре Вере, которая к тому времени перебралась в Ленинград. И уже даже нашла там работу. Но тут на выходные попала в гости к знакомым в Сосновый Бор. Я приехала в сказку. Потому на дворе 1980 год, все молодые, на улице танцуют, а чудесные песчаные пляжи! Я влюбилась в город сразу. И подумала: а зачем мне оставаться в Питере. Я же из маленького города. Сосновый Бор сразу стал родным. Я сейчас понимаю, что здесь прожила больше, чем в родном городе.


Начала работать в городском Доме культуры, который потом назвали Дом молодежи. Там было очень хорошее яркое время, было много нового, прогрессивного, чего не делали и не проводили другие. Много неожиданных знакомств, которые потом переросли в долгую дружбу.

Какие люди в Сосновом Бору оказали на вас наибольшее влияние в творческом плане?

Я благодарна многим, но некоторых отмечу особо. Мы формировались теми людьми, которые были вокруг нас, а люди были необыкновенные. Так, благодаря Евгению Понуровскому, я открыла для себя рок-музыку, встречалась с лидерами отечественного рока.

Была встреча с Николаем Григорьевичем Фомичевым, начальником городского отдела культуры. Его я считаю своим наставником и добрым гением. Он взял меня на работу, и направлял, и поддерживал, и был человеком большой души, светлая ему память и спасибо за всё.

Я благодарна бывшему директору ДК «Строитель» Владимиру Петровичу Долгополову, потому что при подготовке Дней города он работал со мной, с моим голосом. И многим другим замечательным людям, с кем свела судьба. Это, прежде всего, мои коллеги, с которыми я проработала не один десяток лет. Совместная деятельность в центре «Гармония» давно переросла в дружбу. Я уверена, что моим сотрудникам можно доверять и на них всегда можно положиться. Спасибо им огромное!

А ещё была встреча с Музой Юзефовной Шулецкой — она не работала в сфере культуры, но ее знали все в Сосновом Бору, кто так или иначе интересовался театром. Она организовала театр в школе №1. Когда я приехала, то попала в круг молодых людей, которые занимались у Музы вокалом, она прекрасно пела. Закончив строительный институт, она потом окончила ГИТИС. Она не могла сидеть без дела и все время предлагала свою помощь и знания, щедро делилась с людьми своими талантами и возможностями. Она была образованнейшая и благороднейшая женщина, уникальная, талантливая, неповторимая, истинно интеллигентная. И она же направила меня получать высшее образование. Муза Юзефовна сказала мне: «Деточка, надо поступать в институт». И я пошла. Багаж в училище давал основу. А Ленинградский институт культуры эту основу отшлифовал. Считаю, что обязательно надо получать высшее образование. И вообще пользоваться любой возможностью поучиться в любом возрасте. Учиться и развивать себя обязательно надо.

Какие творческие события и проекты в Сосновом Бору запомнились вам больше всего?

Запомнился уникальный концерт лидеров трех рок-групп — «Аквариум», «Зоопарк» и «Кино». Такого концерта больше не было в истории отечественной рок-музыки.

Когда я работала в Доме молодежи, то подружилась со всеми общежитскими воспитателями города. И знала про людей многое — кто что закончил, чем увлекается. И я могла на мероприятии посадить за один столик молодых людей, которые, на мой взгляд, подходили друг другу. Я была в некотором роде тайной свахой, и это работало, благодаря этому некоторые нашли друг друга.

В Доме молодежи запоминающимся проектом была команда КВН. Мы ездили в другие города, мне всё это очень нравилось. Были совместные мероприятия с горкомом комсомола, которые курировал Вячеслав Лащевский: костюмированные карнавалы, туристические слеты…А ещё на одном из вечеров мы первыми в городе сделали прямую телефонную связь прямо со сцены, тогда еще с проводным телефоном. Прямой мост. Потом мы это новшество ввели в День энергетика.

В Клубе ЛАЭС, а позднее в Центре развития личности «Гармония», я много лет была художественным руководителем, потом заместителем директора по культурно-массовой работе, а сейчас исполняю обязанности директора. Очень интересными в Клубе ЛАЭС были Дни энергетика. Для нас день энергетика был важнее Нового года. Мы также проводили потрясающие Дни города. Мне это все очень нравилось.


В «Гармонии» я вела проект «Династии нашего города». Готовясь к встречам в рамках этого проекта, я узнала очень интересных людей разных профессий, приобрела многих друзей. За десятилетие существования проекта состоялось более 20 вечеров о людях самых разных профессий. Конечно, в приоритете были те профессии, в которых остро нуждался наш город. Поднять престиж этих профессий, рассказывая о лучших представителях, чествуя их, благодаря их, я считала и считаю до сих пор делом важным и благородным. Проводить вечера — портреты одной семьи или одного героя было правильным решением. И честно сказать, для меня это было увлекательно. У Владимира Познера в программе присутствуют вопросы Марселя Пруста, у меня тоже появились свои традиционные вопросы. Я благодарна за добрые встречи с талантливыми семьями, я говорю спасибо этим людям, еще раз подтвердившим единство прошлого и настоящего, называемого одним словом — жизнь. Жизнь продолжается и это прекрасно!

Я курировала наши творческие коллективы. У нас их много, разной направленности, в том числе два театра — я их обожаю. Мне нравилось работать с молодежью и в итоге получился такой андеграунд — РокСБор. Это началось со школьников, которые хотели исполнять рок-музыку, но им было негде это делать. А у нас был пустой подвал, и мы их пустили туда (но только с родителями!). Сейчас я думаю, что тогда мы были очень смелыми. Но в результате получилось хорошо. Мы делали и продолжаем делать много интересных проектов.

Со временем привыкаешь к окружению, что-то начинает казаться обыденным. Но вот, тяжело переболев ковидом, я вернулась на работу и, посмотрев на всё свежим взглядом, пришла в состояние эйфории: какие люди хорошие, как мне тут нравится!

Вы выступаете в разных ролях: ведущая, организатор, сценарист, руководитель… Как удается совмещать в себе все это?

Все это очень интересно. И хорошо, что есть возможность выступить в разных ролях. Чтобы не возникало перегорания от однообразной работы. А тут — то административная работа, то познавательная, когда находишь материал для сценария, то с творческими коллективами. И административная работа тоже приносит некоторое удовлетворение, потому что я понимаю: от меня зависит, как будет работать всё учреждение. Руководить надо учиться. Пригодятся знания по психологии, юриспруденции, бухгалтерии. Надо уметь и с коллективом находить общий язык, и с начальством ладить. И решать вопросы постепенно, мягко. Стоя на своей убежденной платформе, доказывать, убеждать и уметь людей повести за собой. А есть еще составление планов, отчетов, разнообразных документов…

В деле написания сценариев и ведения мероприятий — свои тонкости. Редко кто может написать авторский сценарий. Читаешь литературу, используешь разные источники, это нормально. Но даже если ты заимствовал текст, зритель в зале должен быть уверен, что ты говоришь от своего имени, это называется «присвоение чужого текста», как бы ужасно это не звучало. Ведущий, не отрывающийся от «папочки с текстом» меня удручает. Нужно знать свою тему, знать гостей, которых ты представляешь и, конечно, чувствовать настроение зала, отклик людей и, исходя из этого, импровизировать. Мне так это нравится: я выхожу, разглядываю зрителей, вижу их глаза, начинаю говорить, ощущать зал…

Вы всю жизнь приобщаете людей к культуре. А каковы личные предпочтения, каков круг интересов вне работы?

Кино, театр, книги, путешествия. Я очень люблю море и все время стремлюсь к нему. Люблю рок-музыку, к примеру, группу Scorpions. Из фильмов 21 века мне очень понравился фильм «На верхней Масловке» с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым, он заслуживает внимания. А из прошлых — «Пролетая над гнездом кукушки», конечно, прекрасный фильм! Сейчас стала засматриваться молодыми режиссерами, Алексей Чупов и Наталья Меркулова, Жора Крыжовников, есть очень интересные работы и у 30-летних режиссеров. Если говорить про театр, то с одной стороны, прекрасно смотреть спектакль «головой», анализируя. Но потом понимаешь, что, если не включаешь эмоцию, то не случается события, нельзя смотреть спектакль неэмоционально. Если пронимает, то это правильно. Из книг зачитывалась в свое время Улицкой и Рубиной. Люблю поэзию. Новые книги советуют уже выросшие наши дети. Я очень люблю свою дочь, Евгению, она окончила школу с золотой медалью, юридический факультет университета, стала юристом, у нее хорошая семья. Это такое счастье, она уже взрослая и мы можем говорить обо всем.

Сбылись ли ваши мечты и о чем мечтаете сейчас?

Я по жизни сочинительница. Я даже могла придумать себе совершенно другую жизнь и в поезде с незнакомыми людьми ее разыграть. Но это к мечтам не имеет никакого отношения. Мне кажется, что я даже в школе ни о чем особо не мечтала, а просто реализовывала то, что мне было надо. Ну вот — кто-то мечтает о будущей профессии. А я знала: хочу учиться здесь и этому, хочу на сцену с людьми работать. Что такое мечта? Это путь к ее достижению. Для меня мечтать и не реализовывать — это немножко странно. Нужно выстраивать путь для своей мечты.

Что радует и вдохновляет в жизни?

Просто жить — это ведь здорово. Учиться любить людей (в этом я стараюсь следовать своей маме), не унижать людей, но и не терять собственное достоинство. Обязательно работать, пока ноги ходят, руки что-то делают, а голова думает. Мне кажется, что интереснее времени, чем сейчас еще не было. Нужно помнить о прошлом, но и ощущать себя в дне сегодняшнем. И обязательно раз в год съездить к морю.


Фото из архива Надежды Выборновой

Записала Нина Князева

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика