(Фото Юрия Шестернина)
Четвертое воскресенье июля — День работников торговли. В советские годы его отмечали с размахом, подобающим махине советской торговли, сейчас же он подчас теряется на фоне празднования Дня Военно–Морского флота. Но тысячи людей, стоящих за прилавками ныне частных магазинов и ресторанов, все-таки не забывают о своем профессиональном празднике. Отмечать его будет и маленький коллектив кафе «Наутилус».
Впрочем, это кафе и к флоту имеет непосредственное отношение. «Наутилусом», как известно, называлась подводная лодка знаменитого литературного капитана Немо. И как перед ее иллюминаторами проплывал диковинный подводный мир, так и в стекла стилизованных иллюминаторов его тезки, аквариумов, пучат глаза экзотические рыбы.
Идея — установить вдоль стен аквариумы — пришла в голову хозяину «Наутилуса» Д. Кулешову сразу после покупки помещения известного сосновоборцам кафе «Наташа». «Мы сняли закрывавшие стены шторы и поразились — стен, как таковых, не было»,— рассказывает Дмитрий Валерьевич.— Пришлось возводить стены, делать ремонт, менять оборудование». «Морской», не похожий на остальные точки общественного питания, дизайн получился сам собой, когда к аквариумам добавились подаренные родными и друзьями спасательный круг и морские флажки. Да и что еще могло придти на ум уроженцу морского города Кронштадта? Маленькую команду «Наутилуса» тоже одели в синее. Хотя каждая из сотрудниц выбирает свой собственный фасон платья, все они цвета моря.
Нестандартно подходить к своему делу помогло и образование. Окончание Ленинградского университета в неспокойные перестроечные годы поставило крест на прежних планах быть физиком–теоретиком, заставив Дмитрия стать бизнесменом. Начинал с мороженого. Тележки с холодным лакомством стояли — в Кронштадте, Сестрорецке, Петергофе, Сосновом Бору. Потом, в 2004 году, открылось и кафе, задуманное как кафе–мороженое.
Сам хозяин и его улыбчивая жена Татьяна, с самого открытия работающая барменом,— непьющие люди, не нравится им и специфический контингент питейных заведений. Но как быть, если торговля в кафе алкоголем практически неизбежна для получения прибыли?
В прежней «Наташе», скажем, спиртное продавалось. Сам собой непростой вопрос (оставаться кафе алкогольным или нет) отпал после выхода в свет закона, запрещающего торговлю алкогольными напитками рядом с детскими и спортивными учреждениями. Ведь «Наутилус» расположен в здании детско-юношеской спортивной школы.
Продержаться на одном мороженом однако тоже не удалось. Сейчас в ассортименте множество блюд, создаваемых тремя поварами. Постоянно пробуются новые рецепты, например, после посещения супругами Италии, меню обогатилось за счет питы, лазаньи и пиццы. А детям, кроме мороженого, предлагаются различные десерты, которые сначала пробует (понравится или нет) собственный дегустатор — восьмилетний сын Кулешовых Саша.
Как показала практика, держать кафе без капли спиртного — не просто, но возможно. Цены устанавливают невысокие, позволяющие привлекать горожан.
В дни соревнований бывает особенно заметно, что пяти столиков не хватает на всех посетителей. Есть планы по сооружению пристройки на крыльце, но реализуются они не так быстро, как того хотелось бы.
А тем временем «Наутилус» продолжает выплывать в непредсказуемых водах постсоветской торговли, когда торговля алкоголем стала заманчивей продажи мороженого детям. И так же, как эта знаменитая подводная лодка, оставаться практически одиноким. Потому что в нашем городе с кафе для непьющей публики — родителей с детьми, девичьих стаек, влюбленных парочек — явно негусто.