Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Главная цель реформы - это повышение размера пенсий с индексацией выше инфляции. Такая необходимость назрела давно. Однако это возможно сделать, только имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста количества занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета.
Однако к 2019 году на одного пенсионера будет приходиться примерно 2 человека трудоспособного возраста (в 1970 году было 3,7 человек). При существующей модели выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 - для мужчин) эта нагрузка увеличивалась бы и дальше - количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек.
Увеличение количества занятых может обеспечиваться только за счет продления трудоспособного периода.
Есть только три альтернативы:
Увеличение пенсии при постепенном повышении продолжительности трудоспособного периода жизни в течение 10-16 лет. Это тот вариант, который и предусмотрен реформой. Рост размера ежемесячной пенсии при таком подходе составит 1000 руб. ежегодно, то есть совокупный доход пенсионеров уже за первый год увеличится на 12 000 руб.
Увеличение пенсии за счет роста налогов на работающих граждан (увеличение обязательного пенсионного страхования в структуре единого социального налога с 22% до 40%). Поскольку это серьёзная нагрузка на бизнес и предприятия, этот вариант чреват следующими последствиями: возвращение серых схем (зарплаты в конвертах), отсутствие роста или даже сокращение заработных плат.
Не увеличивать пенсии, а фактически уменьшать их в результате инфляции, заморозив изменение пенсионного законодательства. Этот вариант противоречит задачам по ликвидации бедности и росту благосостояния пенсионеров.
Россия - последняя из стран на пространстве СНГ, кто приступает к изменению трудоспособного возраста.
Россия предполагала обойтись другими мерами, вложила огромные средства в стимулирование рождаемости, они дадут свою положительную отдачу позже, а сейчас два, практически, подряд мировых финансовых кризиса, затронувших Россию, сдерживают темпы экономического роста, что, в свою очередь, оказывает замедляющее влияние на существенное улучшение социальной ситуации в стране.
Изменять пенсионное законодательство в России начали только сейчас, когда это, с одной стороны, стало неизбежным решением, а с другой стороны - когда созданы необходимые условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни «80+».
Синхронизировать два этих процесса (увеличение периода трудоспособности и рост средней продолжительности жизни) поможет переходный период, который для мужчин составит 10 лет, а для женщин - 16.
Окончательно показатели 55 и 60 лет в СССР появились в 1956 году (до этого на пенсию вообще выходили только отдельные категории трудящихся). В первой половине XX века, как в мире, так и в СССР, произошёл переход от индивидуальной оценки утраты трудоспособности к нетрудоспособности при достижении определенного возраста. При этом изначально предполагалось, что пенсионный возраст будет повышаться по мере увеличения продолжительности периода трудоспособности жизни человека. В СССР пенсионный возраст не пересматривали по идеологическим причинам - сохранение возраста выхода на пенсию для советских граждан было одним из зримых доказательств преимуществ социализма перед капитализмом. Но принципиально важно, что срок пенсионного возраста изначально не устанавливался навечно, он подлежал естественному развитию, что сейчас и происходит. После официального установления действующего пенсионного возраста (60/55 лет) в СССР прошло уже более 60 лет, за этот период трудоспособность не могла не измениться: качественно новым стал уровень здравоохранения, достигнут исторический максимум средней продолжительности жизни, принципиально изменились сами условия труда (автоматизация, компьютеризация, появление массы новых профессий, не связанных ни с физическим трудом, ни с угрозой вредного воздействия на здоровье).
Какой может быть пенсия в условиях увеличения пенсионного возраста?
В последние 3 года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей (так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году - 524 рубля и в 2018 году - 481 рубль). Фактически это сложно назвать ростом - индексация просто покрывала инфляцию.
Изменение пенсионного законодательства позволит действительно обеспечить рост пенсий неработающим пенсионерам: размер ежемесячных пенсий ежегодно будет расти на 1 000 руб. (то есть совокупный годовой доход пенсионера вырастет на 12 000 руб. уже в 2019 году).
Важнейшим подтверждением серьезности намерений Правительства является предлагаемая к ратификации Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения: не менее 40 процентов замещения обеспечением по старости (в частности, пенсией) утраченного дохода.
ПЛАВНЫЙ ПЕРЕХОД НА НОВУЮ ПЕНСИОННУЮ СИСТЕМУ Несмотря на поздний «старт», Россия вводит переходный период: для мужчин 10 лет, для женщин - 16 лет. Увеличиваться трудоспособный возраст будет не каждый год, а на один год раз в два года. То есть впервые на пенсию начнут выходить позднее (в 61 год и 56 лет соответственно) только в 2020 году, в 65 лет мужчины начнут выходить на пенсию только в 2028 году, а женщины в 63 - в 2034-м.
Каким будет переходный период?
Изменение пенсионного законодательства предполагается начать с 1 января 2019 года и осуществлять постепенно с учетом достаточно длительного переходного периода.
Прежде всего, следует понимать, что программа изменения пенсионного законодательства никоим образом не затрагивает нынешних пенсионеров - для них абсолютно ничего не меняется (кроме повышения самой пенсии). А это порядка 40 млн. получателей пенсий (как по линии ПФР, так и «силовых» ведомств). Они, как и раньше, получают все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами, льготами и пр. Пенсионеры - вне изменений, для них всё сохраняется.
Увеличение продолжительности трудоспособного периода жизни будет плавным: предусматривается длительный переходный период - с 2019 по 2028 год
для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. При этом увеличиваться пенсионный возраст будет не каждый год, а на один год раз в два года. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.
Увеличение продолжительности трудоспособного периода жизни первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию не в 2019-м, а в 2020 году — в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.
Соответственно:
мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56лет);
мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 год и 57лет);
мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 год и 58лет);
мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 год и 59лет);
мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
женщины 1969 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2030 году (в возрасте 61 год);
женщины 1970 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2032 году (в возрасте 62лет);
женщины 1971 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2034 году (в возрасте 63 лет).
ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВОЗРАСТНЫХ РАБОТНИКОВ Усилия государства будут направлены на устранение всех проявлений ограничений при приеме на работу возрастных работников, чего люди давно уже требуют. Государственному надзорному органу – Роструду - будет поручено особенно следить за этим. Люди хотят работать - люди могут работать - благодаря увеличению трудоспособного периода люди будут работать после 60 лет. Доход от работы всегда выше пенсии.
Вместе с тем известна масса случаев дискриминации работников по возрастному принципу, когда достигших пенсионного возраста принуждали уволиться с работы, а людей предпенсионного возраста - не брали на неё. При этом даже суды не могли встать на сторону людей, поскольку факт дискриминации по возрастному принципу
практически не доказуем. Продление трудоспособного возраста поможет положить конец такой дискриминации.
Отразится ли увеличение пенсионного возраста на рынке труда? Как молодым конкурировать с теми, кто не уходит на пенсию?
Сегодня большинство пенсионеров в период до 5 лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать. При этом в отдельных случаях для отдельных граждан увеличение возраста выхода на пенсию будет дополнительной гарантией со стороны государства на продолжение своей трудовой деятельности.
Безработица в стране сегодня очень низкая - 3,7 млн человек (по методике МОТ) или 4,9% трудоспособного населения. При этом существует дефицит работоспособного населения, поэтому увеличение трудоспособного возраста необходимо рассматривать как возможность использования внутренних источников для рынка труда, наравне с активной миграционной политикой.
Вероятность прямой конкуренции между пожилыми и молодыми работниками весьма ограничена, потому что квалификации работников разного возраста существенно отличаются. Молодежь намного чаще работает в быстроразвивающихся отраслях, в основном в сфере услуг, IT, телекоммуникации и др., в то время как старшее поколение - в менее развивающихся традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также образовании и здравоохранении.
Кроме того, появляется дополнительная возможность для работодателя использовать многолетний профессиональный опыт людей старшего поколения, в том числе как наставников. Несмотря на возраст, сегодняшние пенсионеры - это востребованные профессионалы в таких секторах, как здравоохранение, образование, госуправление, где возраст не влияет на уровень компетенции (в отличие от ручного труда). Тот, кто не может работать сам, может обучить и наставлять новых работников.
Категории граждан, которых изменение пенсионного законодательства не коснется.
Увеличение возраста выхода на пенсию не затронет:
граждан, имеющих право на назначение досрочных пенсий - занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в такназываемые «малые списки»), в связи с радиационным воздействием.
Справочно. Получателей пенсий: за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах -1,8 млн. человек, вышедших на пенсию в 2017 году граждан этих категорий 28,6 тыс. человек, из них работающих 18,6 тыс. человек; за работу с тяжелыми условиями труда — 2,8 млн. человек, вышедших на пенсию в 2017 году граждан этих категорий — 74,2 тыс. человек, из них работающих - 48,9 тыс. человек.
граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, лилипуты (карлики), а также люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.
Справочно. Получателей пенсий: 1,34 млн человек. Вышедших на пенсию в 2017 году граждан этих категорий около 51,9 тыс. человек., из них работающих 24 тыс. человек.
Будет ли изменен возраст для выхода на пенсию граждан, пользующихся правом досрочного выхода?
Возраст будет изменён, но право досрочного выхода на пенсию сохранится. Трудоспособный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:
работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно.
Справочно: всего получателей пенсий по этому основанию 2,9 млн. человек. Вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году 84,9 тыс. человек. Из них работающих — 54,1 тыс. человек.
Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст.
Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007- 2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.
педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников, исходя из их общественной значимости, институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: никакого ужесточения требований по специальному стажу не будет. Вместе с тем исходя из общего увеличения трудоспособного возраста и для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.
Женщины
Год повышения возраста трудоспособност и, приобретения права на "досрочную пенсию" | Общеустановленный трудоспособный возраст | Приобретение права на "досрочную пенсию" независимо от возраста (спец, стажот 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника) | Год назначения |
2019 | 56 | 15-30 | 2020 |
2020 | 57 | 15-30 | 2022 |
2021 | 58 | 15-30 | 2024 |
2022 | 59 | 15-30 | 2026 |
2023 | 60 | 15-30 | 2028 |
2024 | 61 | 15-30 | 2030 |
2025 | 62 | 15-30 | 2032 |
2026 | 63 | 15-30 | 2034 |
Мужчины
Год повышения возраста трудоспособности, приобретения права на "досрочную пенсию" | Общеустановленный трудоспособный возраст | Приобретение права на "досрочную пенсию" независимо от возраста (спец, стаж от 15 до 30 лет В зависимости от конкретной категории льготника) | Год назначения |
2019 | 61 | 15-30 | 2020 |
2020 | 62 | 15-30 | 2022 |
2021 | 63 | 15-30 | 2024 |
2022 | 64 | 15-30 | 2026 |
2023 | 65 | 15-30 | 2028 |
2024 | 65 | 15-30 | 2030 |
2025 | 65 | 15-30 | 2032 |
2026 | 65 | 15-30 | 2034 |
Справочно, Получателей пенсий:
за педагогическую деятельность - 1,1 млн. человек, вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году — 22,9 тыс. человек., из них работающих-19,3 тыс. человек.
за медицинскую деятельность - 659 тыс. человек, вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году — 14,5 тыс. человек., из них работающих—12,3тыс. человек.
за творческую деятельность — 15,9 тыс. человек, вышедших на пенсию по этому основанию в 2017 году - 289 человек, из них работающих - 208 человек.
На рабочих местах данных категорий работников отсутствует фактор вредности, который может привести к утрате здоровья, а как следствие к утрате трудоспособности. Кроме того, как правило, эти категории работников при полной выслуге продолжают работать в профессии.
3) государственных гражданских служащих. С 1 января 2020 года предлагается увеличение темпа роста шага увеличения трудоспособного возраста федеральным государственным служащим - по году в год.
Таким образом, трудоспособный возраст для госслужащих приводится в соответствие принятым решениям по темпам повышения общеустановленного возраста.
4) граждан, которые вообще не работали или не наработали полноценного стажа, необходимых для получения страховой пенсий, и претендуют на получение социальной пенсии. Теперь социальная пенсия будет назначаться гражданам не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно — движение так же плавное и постепенное.
Для граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, остается право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.
Справочно. Сейчас социальную пенсию по старости получают 42 тысячи человек.
Новая возрастная градация: 60 лет - это активный возраст.
Развитие технологий и медицины, улучшение условий труда привели к более активному долголетию. Люди делают карьеру и заводят детей позже. Новая пенсионная система - это не система обеспечения существования пожилого человека после того, как у него уже нет сил работать. Это инструмент обеспечения людям старшего возраста активного долголетия - когда их экономическая роль (формат занятости, род занятий и т.п.) в силу возраста меняются.
Изменение пенсионного законодательства - это ещё и изменение отношения к себе, переоценка своего образа жизни, отношения к своему здоровью. Достижение этой задачи - это переориентация на здоровый образ жизни, на профилактику, а не оперативное лечение. Понятие «активное долголетие» приходит на смену понятию «возраст дожития». Нам по силам реализовать на практике сквозную концепцию активного долголетия - в экономике, социальной сфере, отношении общества к людям старшего возраста.
Со временем из лексикона в принципе должны исчезнуть термины «возраст дожития», «старость» (как синоним устаревшего подхода и «отсталости»). Замена терминов на «серебряный возраст» и «опыт».
Какие преимущества у позднего выхода на пенсию?
возможность повышения уровня жизни. У работающего человека есть возможность работать и подрабатывать, получать более высокий доход. А общий рост числа занятых подтолкнет к повышению ВВП, что суммарно скажется на качестве и уровне жизни россиян.
возможность сохранения социального статуса человека в возрасте.
Отношение к пенсионерам и работающим всегда различается. Работающий человек в любом возрасте - это человек нужный (полезный) обществу, это человек, который создает экономику страны. Отношение к пенсионерам иное. Это люди, которые доживают свою жизнь, а их старость воспринимается как «немощь». Безусловно, те, кто немощен, - нуждаются в заботе и опеке. Но записывать в «старики» по дате рождения в паспорте - это прошлый и даже позапрошлый век. «Слабым заботу, сильным работу» - это и про людей старшего поколения тоже.
рано уходя на пенсию, пенсионеры, сами того не желая, обременяют своих детей и внуков. Наличие работы - возможность не обременять своих детей и внуков, самостоятельно обеспечивать себя, быть независимыми.
ИЗМЕНЕНИЕ ВОЗРАСТА ТРУДОСПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Почему пенсионный возраст планируется установить на уровне 63 и 65 лет?
Решение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием совершенно другой демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, увеличивает нагрузку на пенсионную систему, а с другой - свидетельствует об улучшении здоровья людей, а значит - и о продлении их трудоспособности («здоровье позволяет»).
Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 лет до 67,5), а для женщин на 5,4 года (с 72,26 до 77,64).
Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 лет), а для женщин 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года)
Прогнозные показатели ожидаемой продолжительности жизни
Демографические показатели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рожде-нии, оба пола, лет | 73,5 | 74,3 | 75,1 | 75,8 | 76,6 | 77,3 | 78,0 | 78,4 | 78,8 | 79,1 | 79,5 | 79,8 | 80,1 |
мужчины, лет | 68,6 | 69,4 | 70,2 | 71,0 | 71,8 | 72,5 | 73,3 | 73,8 | 74,3 | 74,7 | 75,1 | 75,5 | 75,8 |
женщины, лет | 78,3 | 78,9 | 79,7 | 80,4 | 81,0 | 81,5 | 82,1 | 82,4 | 82,7 | 83,0 | 83,2 | 83,4 | 83,7 |
Существуют ли гарантии того, что пенсионный возраст не увеличат ещё больше?
В Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения» №102 содержится одна очень важная гарантия, касающаяся непосредственно увеличения трудоспособного возраста. В соответствии с п. 2 ст. 26 Конвенции: «установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране».
То есть, с одной стороны, есть гарантия, что выше 65 лет трудоспособный возраст повышаться не будет, а, если это действительно когда-то потребуется, то такое решение уже невозможно будет принять без обоснования, связанного с работоспособностью (трудоспособностью) людей. В любом случае, нынешний уровень возраста выхода на пенсию устанавливается на десятилетия.
Справочно. Конвенция охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, безработице, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, по материнству, инвалидности, по случаю потери кормильца, семейное обеспечение. По каждой из этих сфер Конвенция фиксирует минимальные требования.
Почему для мужчин пенсионный возраст подняли только на 5 лет, а для женщин - сразу на 8?
С учетом того, что женщины сегодня все активнее вовлечены в трудовой процесс, нынешнее изменение предполагает постепенное сокращение разницы между трудоспособным возрастом женщин и мужчин.
Но Россия оставляет разницу при выходе на пенсию для мужчин и женщин,
хотя весь мир практически заложил в свои реформы уравнивание возраста для обоих полов. Мы на это не идём, признавая роль женщины, несущей большую нагрузку в развитии общества. В этом выражается наш курс на традиционные семейные ценности, не приемлющие однополые браки, стирание различий между мужчиной и женщиной, ювенальную юстицию и пр.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1: ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
Численность населения Российской Федерации на 1 января 2018 года - 146,9 млн. человек, из них пенсионеров - 46,5 млн. человек или 31,7%, из них работающих 12,3 млн. человек или 26,4% от численности пенсионеров, при этом в первые годы после наступления пенсионного возраста работает более 50% граждан. Например, в 2017 году на пенсию вышло 1,45 млн. человек, продолжало работать 0,73 млн. человек или 50,3%. Прогнозная оценка численности пенсионеров, которые должны были выйти на пенсию в 2019 году до изменения пенсионного законодательства - 1 млн. 629,5 тыс. человек; в 2019 году отложенный выход на пенсию на 1 год будет у 1 млн. 484,4 тыс. человек.
Средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2018 году - 14
414руб.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2; ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Современные пенсии по старости в нашей стране появились из пенсий по инвалидности. Инвалиды могли обеспечиваться в случае потери трудоспособности вследствие наступления старости при наличии определенного стажа (Декрет СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов»), В этом случае старческая дряхлость как основание утраты трудоспособности определялась по медицинским показаниям индивидуально в отношении каждого заинтересованного лица.
Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин начал устанавливаться в нашей стране для разных категорий рабочих еще в конце 20-х годов прошлого столетия и до настоящего времени не претерпел изменений. И впервые это произошло в отношении рабочих текстильной промышленности в соответствии с постановлением Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 г. №5.
При этом в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла 43 года.
Затем в 1929 г. было введено пенсионное обеспечение по старости с таким же пенсионным возрастом для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»).
Сразу после этого, в 30-х годах XX века, пенсия по старости стала устанавливаться и рабочим других отраслей промышленности.
Предложенные возрастные границы соответствовали данным статистики, которая показывала, что в среднем понижение или значительное ограничение трудоспособности, вызываемое физиологическими причинами, начинает резко проявляться у мужчин начиная с 60-летнего возраста, а у женщин — с 55 лет, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин - 50 лет.
Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 г., подтвердил указанный обычный пенсионный возраст для всех рабочих и служащих. А в 1964 году этот пенсионный возраст был установлен также для членов колхозов.
Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин для назначения пенсии по старости, связанной с осуществлением трудовой деятельности, сохранялся и далее во всех пенсионных законах, которые сменяли друг друга в нашей стране по мере проведения пенсионных преобразований.
При этом если в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла 43 года, то сейчас - 73 года.
Таким образом, в России (как и во всем мире) действующий пенсионный возраст был установлен в начале 20 века, во время тяжелейших (не сопоставимых с сегодняшним днем) условий труда и жизни, во время индустриализации и войн, затрагивающих все население, которое по сути работало в мобилизационных условиях. Причем основной (типичной) категорией пенсионеров являлись рабочие тяжелых производств.
С середины 20 века во всех странах мира, в том числе и в России, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда и жизни принципиально изменились, произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые.
Необходимость увеличения трудоспособного возраста назрела еще в конце 20 века.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Повышение трудоспособного возраста - общий тренд, который касается и стран СНГ, и стран Европы. Это объективная необходимость, вызванная глобальными демографическими изменениями в мире, потребностями современной экономики. Изменилось качество жизни: рост продолжительности, снижение смертности, рост качества медицинских услуг, изменение структуры занятости, кратное снижение трудоемкого неквалифицированного труда (одно дело рыть траншеи, другое дело - работать в офисе), продление репродуктивного возраста, расширение рамок деторождения (как следствие - увеличение срока обновления и воспроизводства трудовых ресурсов), рост качества жизни привел к негативным последствиям для структуры трудовых ресурсов. На сегодняшний день практически все страны уже повысили трудоспособный возраст. Начало повышения трудоспособного возраста в странах мира - 80-е годы 20 столетия.
Среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства и восточной Европы все страны, за исключением Узбекистана повысили трудоспособный возраст. Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а трудоспособный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.
В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам трудоспособный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы - до 67 лет, как для мужчин, так и для женщин.
Узбекистан не так давно заявил о цели по доведению своего трудоспособного возраста дообщемирового.
Справочно.
Республика Беларусь. До 2017 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 60 лет, у женщин — 55 лет. С 2017 года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года.
В рамках изменения пенсионного законодательства планируется повышение трудоспособного возраста у мужчин до 63 лет, у женщин до 58 лет (к 2022 году). Разница в возрасте между мужчинами и женщинами сохраняется.
Казахстан. Сейчас возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет (был увеличен в 2001 году). С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года до 63 лет (к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.
При этом надо иметь в виду, что 5 млрд, человек на Земле вообще не пользуются пенсиями: значительная часть Китая, Индии, Ближний Восток, вся Африка, Латинская Америка.
Страна | Трудоспособный возраст | |
Мужчины | Женщины | |
Великобритания | 65 | 65 |
Страна | Трудоспособный возраст | |
Мужчины | ||
Венгрия | 62 | 62 |
Испания | 65 | 65 |
Нидерланды | 68 | 68 |
Норвегия | 67 | 67 |
Франция | 62,5 | 62,5 |
Швейцария | 65 | 64 |
Япония | 65 | 65 |